• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Современная социологическая теория: модели объяснения и логика социологического исследования

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Комплексный социальный анализ)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Девятко Инна Феликсовна, Хуснутдинова Маргарита Рафаильевна, Шеремет Елизавета Павловна
Прогр. обучения: Комплексный социальный анализ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Курс “Модели объяснения и логика социологического исследования” освещает два взаимосвязанных вопроса: - каковы основные типы теоретического объяснения в социологии? - какого рода эмпирические данные используются сторонниками различных моделей объяснения? Методологи и философы науки полагают, что продолжающиеся многие десятилетия споры о логике и методах социальных наук связаны с различиями стратегий и моделей теоретического объяснения. В курсе систематически рассматриваются основные модели социологического объяснения - прежде всего, позитивистская, бихевиористская, интерпретативная, этнометодологическая, функционалистская и структуралистская. Анализируется, какое влияние оказывают различия между описанными моделями на методы исследования, способы концептуализации эмпирического материала, а также на критерии оценки различных теорий. “Полевым материалом” для анализа описанных различий служат основные диспуты о методологии социальных наук - от классической контроверзы “объяснение-понимание” до сравнительно недавних споров о том, насколько применимы принципы рациональности и неопределенности к анализу человеческого действия. В курсе используются многочисленные примеры из реальной исследовательской практики, иллюстрирующие различные методы исследования и модели объяснения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать основные классификации социологических теорий и способы их обоснования; знать основные подходы в области философии социальных наук, ключевые понятия и категории, такие как «объяснение», «интерпретация», «парадигма», «модель», «релятивизм» и др. Уметь применять различные укрупненные социологические теории (программы) для интерпретации эмпирических кейсов и построения программы социологического исследования, включающей общие вопросы выбора методологии, языка и критериев качества предполагаемого исследования. Иметь навыки (приобрести опыт) узнавания и оценки способов социологического теоретизирования и «когнитивных стилей», представляющих различные школы, направления и относящихся к разным историческим этапам развития социологической мысли.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать и уметь анализировать варианты интерпретативной модели объяснения
  • Знать и анализировать версии структурализма в социальных науках
  • Знать и уметь анализировать варианты функционалистской модели объяснения
  • Знать и уметь анализировать все варианты натуралисткой модели объяснения
  • Знать историю возникновения предметной области
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение: исследовательские программы, модели объяснения и логика социологического исследования
  • Натуралистская парадигма. Позитивизм и дедуктивно-номологическая модель объяснения в социальных науках. Натуралистская модель рационального действия.
  • Функционализм
  • Интерпретативный подход
  • Структурализм
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Оценка активности на семинаре (ОАС)
    Студентами, пропустившими элемент контроля по уважительной причине, элемент контроля может быть пересдан с помощью письменного ответа на один из "Примерных вопросов" из соответствующих разделов - в аудитории, по выбору преподавателя.
  • неблокирующий Эссе
    Критерии оценивания при пересдаче идентичны указанным в программе для данного элемента контроля. Пересдача производится по тем же КИМ.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.5 * Оценка активности на семинаре (ОАС) + 0.5 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Американская социологическая мысль: Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц, , 1996
  • Добреньков В.И., Кравченко А.И. - Организация социологического знания - Русайнс - 2017 - ISBN: 978-5-4365-2084-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/927537
  • Ионин Л. Г. - СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 5-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 333с. - ISBN: 978-5-534-07382-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-kultury-434573
  • История теоретической социологии. Т.4: ., Давыдов, Ю. Н., 2002
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2006
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие, Девятко, И. Ф., 2002
  • Современные социологические теории, Ритцер, Дж., 2002

Авторы

  • Девятко Инна Феликсовна
  • Кожанов Андрей Александрович
  • Шеремет Елизавета Павловна
  • Хуснутдинова Маргарита Рафаильевна