• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Латинский язык

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина преподаётся на 1-м курсе бакалавриата ОП «История». В рамках данной дисциплины студенты осваивают фонетику, грамматику, основы морфологии и синтаксиса классической латыни I в. до н.э., обучаются устному и письменному переводу адаптированных (учебных) текстов с латинского языка на русский и с русского языка – на латынь, с использованием словарей и справочной литературы, изучают два вида произношения в латинском языке (классическое и средневековое) и их различия. В качестве вводной части студентам предлагается краткий очерк появления и развития латинской письменности и языка с середины I тыс. до н.э. вплоть до наших дней. Каждое практическое занятие по дисциплине «Латинский язык» сочетает в себе разбор определённых грамматических, морфологических, синтаксических правил с их демонстрацией на конкретных примерах, выполнением упражнений по переводу предложений с латинского языка на русский язык и с русского языка на латинский язык с целью закрепления полученных на занятии умений и навыков. В результате освоения данной дисциплины студент приобретает умение читать, устно и письменно переводить адаптированный текст с использованием латинско-русского и русско-латинского словаря, осуществлять морфологический и синтаксический разбор латинского предложения. Кроме этого, студенты приобретают навыки чтения латинских стихотворных текстов в соответствии с системой стихосложения классической латыни, расширяют собственный кругозор в области античной и раннесредневековой истории, мифологии, культуры и искусства, получают общие сведения о формировании лексической базы и грамматической основы современных романских языков (что облегчает их изучение в дальнейшем).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Усвоение грамматической системы латинского языка, в том числе в сопоставлении с системой русского и изучаемого иностранного языка.
  • Приобретение студентами практических навыков чтения и перевода латинских текстов со словарем, расширение познаний студентов в области античной истории и культуры.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает грамматические категории глагола и умеет их определять, основные безличные, недостаточные и неправильные глаголы
  • Знает грамматические категории и степени сравнения наречий и умеет их определять
  • Знает грамматические категории и степени сравнения прилагательных и умеет их определять
  • Знает грамматические категории существительных и умеет их определять
  • Знает историю развития латинского языка, латинский алфавит, правила чтения букв и их сочетаний, проставления ударений
  • Знает латинские количественные и порядковые числительные; умеет склонять порядковые числительные
  • Знает правила согласования членов простого предложения, различные обороты латинского языка
  • Знает различные типы придаточных предложений, правила согласования придаточных и главных предложений
  • Знает систему латинских предлогов, грамматические категории личных, указательных и притяжательных местоимений и умеет их определять
  • Умеет определять главные и второстепенные члены простого предложения, определять тип предложения (повествовательное, вопросительное, восклицательное)
  • Умеет определять главные и второстепенные члены сложного предложения
  • Умеет определять тип придаточного предложения
  • Умеет правильно выстроить порядок слов в предложениях различных типов
  • Умеет склонять местоимения различных видов
  • Умеет склонять существительные разных склонений
  • Умеет спрягать глаголы, образовывать отглагольные имена
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в латинский язык
  • Тема 2. Основы морфологии латинского языка. Глагол
  • Тема 3. Имя существительное.
  • Тема 4. Имя прилагательное
  • Тема 5. Местоимения и предлоги.
  • Тема 6. Наречия.
  • Тема 7. Числительные.
  • Тема 8. Синтаксис простого предложения.
  • Тема 9. Синтаксис сложного предложения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа № 1
  • неблокирующий Контрольная работа № 2
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Устный экзамен
    В случае получения студентом оценок за аудиторную и две контрольные работы от 8 баллов и выше преподаватель вправе зачесть полученную студентом в ходе учебного периода оценку в качестве экзаменационной отметки. В случае несогласия студента со своей оценкой он сдаёт устный экзамен на общих основаниях (см. раздел "Критерии оценивания").
  • неблокирующий Зачёт по латинским пословицам и поговоркам
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.1 * Зачёт по латинским пословицам и поговоркам + 0.15 * Контрольная работа № 2 + 0.3 * Аудиторная работа + 0.15 * Контрольная работа № 1 + 0.3 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • ЗУБЕНКО И.В., МАСНЕВА И.Е., & СКОКОВА Н.Н. (2015). Латинский язык в лексике высшей школы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E045BB7C
  • История античной литературы : учебник, Тронский, И. М., 2008
  • Латинский язык : учеб. пособие для бакалавров, Солопов, А. И., 2012
  • Тананушко, К. А. (2015). Латинский язык : хрестоматия / сост. К. А. Тананушко ; авт. предисл. и ст. Г. И. Шевченко ; науч. ред. А. В. Гарник. Belarus, Europe: Минск : БГУ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9281FF75

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Античная литература. Рим : хрестоматия : учеб. пособие для вузов, , 2003
  • Аубекерова, М., & Муканалиева, А. (2015). Латинский Язык В Современном Мире. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A8A8661E
  • БОНДАРЕЦ О.Э. (2007). Римский этнос и латинский язык. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3EB1C84B
  • Валеева, А., & Мингазова, P. (2009). Античные Афоризмы (Методическое Пособие В Помощь Изучающим Латинский Язык И Античную Культуру). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1B79D87C
  • Кириченко, А. В., & Протасевич, Н. В. (2013). Латинский язык = Lingua Latina [Электронный ресурс] : учеб.- метод. пособие / А. В. Кириченко, Н. В. Протасевич ; под ред. Г. И. Шевченко ; Lingua Latina. Belarus, Europe: Минск : БГУ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E5CDC281
  • Конкина, Е., & Ремпель, Е. (2015). Латинский Язык В Поэзии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.89F12F67
  • Некрашевич-Короткая, Ж. В., & Федосеева, Т. В. (2008). Латинский язык : сб. упражнений и текстов для лингвистич. анализа : для студентов гуманит. спец. / Ж. В. Некрашевич-Короткая, Т. В. Федосеева ; под ред. А. З. Цисыка. Belarus, Europe: Минск : БГУ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5AAAF723

Авторы

  • Земляков Михаил Вячеславович
  • Марей Елена Сергеевна
  • Алмазова Наталья Сергеевна