• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Научно-исследовательский семинар "Языки Северной Америки"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина призвана расширить лингвистический кругозор студентов путем знакомства с языками макрорегиона, максимально далёкого в типологическом плане от «среднеевропейского стандарта». Исключительное генетическое разнообразие языков Северной Америки и тот факт, что они достаточно хорошо изучены в сравнительно-историческом аспекте, позволяет также проиллюстрировать на их примере основные принципы и методы диахронической лингвистики, включая внешнее сравнение, внутреннюю реконструкцию и изучение языковых контактов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с ареально-типологическими характеристиками языков Северной Америки
  • Дать студентам представление о генетической классификации языков Северной Америки
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает в общих чертах историю изучения и классификации языков Северной Америки. Может назвать основные языковые семьи и ареалы Северной Америки, указать их типологические характеристики.
  • Знает генетическую классификацию алгонкино-ритванских языков и языков Северо-Западного ареала, может назвать их основные типологические характеристики.
  • Знает генетическую классификацию и ареальные связи языков Калифорнии, может назвать их основные типологические характеристики.
  • Знает генетическую классификацию и ареальные связи языков Мезоамерики, может назвать их основные типологические характеристики.
  • Знает генетическую классификацию юто-астекских языков и языков Юго-Западного ареала, может назвать их основные типологические характеристики.
  • Знает генетическую классификацию языков семьи на-дене, может назвать их основные типологические характеристики.
  • Знает генетическую классификацию языков сиу, ирокезских и каддоанских, может назвать их основные типологические характеристики.
  • Знает генетическую классификацию языков Юго-Восточного ареала, может назвать их основные типологические характеристики.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Классификация языков Северной Америки и история их изучения. Культурные и языковые ареалы Северной Америки.
  • Алгонкино-ритванские языки. Сэлишские языки, вакашские языки
  • . Языки на-дене
  • Юто-астекские языки. Кайова-таноанские языки. Языки керес и зуни
  • Языки гипотетических семей пенути и хока. Другие семьи и изоляты Калифорнии
  • Мускогские языки. Другие семьи и изоляты Юго-Востока
  • Языки сиу. Ирокезские языки. Каддоанские языки
  • Языки Мезоамерики: отомангские языки, языки михе-соке, майя, другие семьи и изоляты Мезоамерики
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Ответы на семинарах
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: пользоваться ресурсами сети Интернет (Википедия, поисковые сайты и т.п.). Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться самостоятельно составленными конспектами. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее трёх минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи три минуты и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.25 * контрольная работа + 0.25 * контрольная работа + 0.3 * экзамен + 0.2 * Ответы на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в грамматическую семантику: грамматические значения и грамматические системы языков мира : учеб. пособие, Плунгян, В. А., 2011
  • Шафиков, С. Г. Лексическая типология языков : учебное пособие / С. Г. Шафиков. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 173 с. — ISBN 978-5-9765-4058-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/116113 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Саттарова, Р. М. Сравнительная типология языков : учебное пособие / Р. М. Саттарова. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 171 с. — ISBN 978-5-9765-4061-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/116112 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Живлов Михаил Александрович