Бакалавриат
2021/2022
Правовое и этическое регулирование медиа
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
3-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
46
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Правовое и этическое регулирование медиа» состоит из двух самостоятельных разделов (правового и этического соответственно). В результате освоения курса студенты узнают об основных источниках медиаправа; базовых принципах регулирования СМИ и новых медиа в России; правовых основах редакционной деятельности; об объёме прав и обязанностей субъектов массово-информационных отношений; об ограничениях в распространении массовой информации, согласно нормам российского информационного права, а также узнают об основных этических нормах в медиаиндустрии. Студенты научатся применять источники массово-информационного права в своей профессиональной деятельности; осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормами права и этики; использовать и защищать профессиональные права в интересах обеспечения граждан необходимой информацией и успешной бесперебойной работы медиа. Курс нацелен на развитие общей правовой и этической культуры студентов; на овладение студентами необходимыми навыками чтения и анализа основных источников информационного права, судебных решений. Студенты приобретут опыт идентификации типичных нарушений, которые возникают в ходе профессиональной редакционной деятельности и деятельности медиакомпаний.
Цель освоения дисциплины
- Дать представление об основах законодательства в области массовой информации, о правовых нормах и принципах, на которых базируются массово-информационные отношения в России, о правах и обязанностях журналиста в редакционной работе
- Обучить применению полученных в ходе курса правовых знаний в редакционной работе, защите своих профессиональных прав в интересах обеспечения граждан необходимой информацией
- Пропаганда верховенства права в жизни общества
- Сформировать понимание роли права в демократическом обществе
- Сформировать понимание этики и профессиональной этики в современном медийном пространстве
Планируемые результаты обучения
- Анализирует отечественный и зарубежный опыт этического саморегулирования
- Анализирует проблемы медиаэтоса
- Классифицирует виды запрещенной к распространению рекламы в РФ
- Классифицирует и интерпретирует возможные случаи свободного использования произведений в деятельности журналиста
- Классифицирует посягательства на честь, достоинство и деловую репутацию в зависимости от вида правовой ответственности
- Классифицирует права и обязанности журналиста
- Классифицирует права, возникающие у автора, в соответствии с положениями Части Четвертой Гражданского кодекса РФ
- Называет виды кодексов журналистской этики (международные, национальные, корпоративные, редакционные)
- Называет гарантии неприкосновенности частной жизни, предусмотренные российским законодательством
- Называет критерии охраноспособности произведений в контексте авторского права
Содержание учебной дисциплины
- Источники медиаправа
- Организация деятельности редакции
- Информационная безопасность
- Защита детей от вредной информации в медиа
- Защита чести, достоинства и деловой репутации
- Неприкосновенность частной жизни
- Правовое регулирование рекламы
- Интеллектуальная собственность
- Этика: общечеловеческое и профессиональное измерение
- Медиаэтика: понимание, тезаурус, варианты интерпретации
- Основные тенденции этического регулирования медиа: обзор подходов
- Отечественные и зарубежные работы по этике современных медиа
- Журналистская этика в структуре современной медиаэтики
- Основные направления и сферы современной медиаэтики
- Российская традиция этического регулирования медиа: что уже есть и чего не хватает?
- Опыт этического саморегулирования
Элементы контроля
- Активность на семинарах (правовая часть курса)Активность на семинарах (правовая часть курса)
- Активность на семинарах (этическая часть курса)Активность на семинарах (этическая часть курса)
- Итоговое задание в группах (этическая часть курса)Итоговое задание в группах (этическая часть курса)
- Итоговое задание в группах (правовая часть курса)Итоговое задание в группах (правовая часть курса)
- Посещаемость семинаров (этическая часть курса)
- Творческое задание (этическая часть курса)Творческое задание (этическая часть курса)
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модульДисциплина состоит из двух смысловых частей – правовой и этической; каждая из них оценивается отдельно и составляет 0,5 (50%) от общей итоговой оценки за курс. Формула расчета общей итоговой оценки за курс: О итоговая = 0,5 * Ои прав.часть + 0,5 * Ои этич.часть Формула оценивания правовой части курса: Ои прав.часть = Активность на семинарах (правовая часть курса) * 0.6 + Итоговое задание в группах (правовая часть курса) * 0.4 Округление итоговой оценки за правовую часть курса осуществляется по принципу: от 0,1 до 0,6 в сторону понижения до целого балла, от 0,7 до 0,9 – в сторону повышения до целого балла. По этому же принципу округляются при необходимости оценки отдельных заданий. Формула оценивания этической части курса: Ои этич.часть=0,2хОтз+0,2хОрс+0,2хОпос+0,4хОпроект. Округление итоговой оценки за этическую часть курса осуществляется по принципу: от 0,1 до 0,6 в сторону понижения до целого балла, от 0,7 до 0,9 – в сторону повышения до целого балла. По этому же принципу округляются при необходимости оценки отдельных заданий
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Global Media Ethics: Problems and Perspectives, edited by Stephen J. A. Ward, John Wiley & Sons, Incorporated, 2013. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1120866 - ЭБС ProQuest Ebook Central - Academic Complete.
- James, Carrie. Disconnected : Youth, New Media, and the Ethics Gap, MIT Press, 2014. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=3339864 - ЭБС ProQuest Ebook Central - Academic Complete.
- Под ред. Близнеца И.А. - Право интеллектуальной собственности. 2-е издание. Учебник - Проспект - 2019 - ISBN: 978-5-392-29499-2 - Текст электронный // ЭБС PROSPECT - URL: http://ebs.prospekt.org/book/31094
- Под ред. Федотова М.А. - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 497с. - ISBN: 978-5-534-10593-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnoe-pravo-430915
- Правовые основы журналистики : учебник для вузов, Рихтер, А. Г., 2017
- Рассолов И. М. - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 347с. - ISBN: 978-5-534-04348-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnoe-pravo-431833
- Шершеневич Г. Ф. ; Сост. Белов В. А. - АВТОРСКОЕ ПРАВО НА ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ - М.:Издательство Юрайт - 2021 - 274с. - ISBN: 978-5-534-06842-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/avtorskoe-pravo-na-literaturnye-proizvedeniya-472833
Рекомендуемая дополнительная литература
- Бачило И. Л. - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО 5-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2021 - 419с. - ISBN: 978-5-534-00608-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnoe-pravo-468354
- Близнец И.А., Леонтьев К.Б. - Авторское право и смежные права. 2-е издание. Учебник - Проспект - 2015 - ISBN: 978-5-392-18840-6 - Текст электронный // ЭБС PROSPECT - URL: http://ebs.prospekt.org/book/29142
- Под ред. Близнеца И.А. - Интеллектуальная собственность в современном мире. Монография - Проспект - 2017 - ISBN: 978-5-392-23502-5 - Текст электронный // ЭБС PROSPECT - URL: http://ebs.prospekt.org/book/33677