Бакалавриат
2021/2022
Логика
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Философия)
Направление:
47.03.01. Философия
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
8
Контактные часы:
146
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра 47.03.01 - Философия, обучающихся по специализации философия, изучающих дисциплину логика. Роль учебного курса логики для студентов образовательной программы «Философия» НИУ ВШЭ оценивается, исходя из многовековой традиции, рассматривающей логику как органон философии и включающей её в тривиум - фундамент классического образования. Логическая грамотность – не дополнение, а базисный компонент профессиональной компетентности любого гуманитария, в особенности, философа. Эта профессиональная компетентность предъявляет особые требования к аналитической культуре, предполагая систематическое и осознанное обращение к логическим методам. Изучение логики образует базисный компонент профессиональной подготовки философа, поскольку способствует формированию культуры мышления, развивает способность логически правильно выстраивать и анализировать философские аргументы, помогает понять роль логики в современных философских исследованиях. Курс логики для студентов образовательной программы «Философия» НИУ ВШЭ охватывает три модуля и включает чтение лекций и проведение семинарских занятий. Проведение семинарских занятий по логике связано с обучением практическим навыкам корректных логических операций и является необходимым компонентом курса логики.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Логика» являются: ознакомление студентов с логическими принципами анализа информации и принятия рациональных решений; обучение образцам корректных логических операций и металогическим знаниям, обучение правилам аргументации и полемики, навыкам рационального убеждения в дискурсах различного типа, в том числе, в философском дискурсе; овладение концептуальным аппаратом логической семиотики и принципами его использования в интерпретации текстовой информации; знакомство с теоретико-модельными и теоретико-доказательственными свойствами формальных теорий, анализ методологического значения ограничительных теорем о выразительных, вычислительных и дедуктивных возможностях формализмов, оценка философского значения и границ метода формализации; углубление методологической подготовки студентов на основе знакомства с синхроническим и диахроническим многообразием рациональности, основными этапами развития логики, проблематикой современных неклассических логик, связанной со спецификой неклассической науки и неклассической рациональности.
- ознакомление студентов с логическими принципами анализа информации и принятия рациональных решений.
- обучение образцам корректных логических операций и металогическим знаниям, обучение правилам аргументации и полемики, навыкам рационального убеждения в дискурсах различного типа, в том числе, в философском дискурсе
- овладение концептуальным аппаратом логической семиотики и принципами его использования в интерпретации текстовой информации
- знакомство с теоретико-модельными и теоретико-доказательственными свойствами формальных теорий, анализ методологического значения ограничительных теорем о выразительных, вычислительных и дедуктивных возможностях формализмов, оценка философского значения и границ метода формализации
- углубление методологической подготовки студентов на основе знакомства с синхроническим и диахроническим многообразием рациональности, основными этапами развития логики, проблематикой современных неклассических логик, связанной со спецификой неклассической науки и неклассической рациональности
Планируемые результаты обучения
- владеем методами логического анализа философских текстов
- владеет навыками логического анализа различного рода рассуждений;
- знает металогические свойства и онтологические предпосылки различных логических систем.
- знает основные системы модальных логик
- знает основные этапы развития современной философской логики
- знает основы деонтической логики
- знает основы интуиционистской логики
- знает основы логики действий
- знает основы многозначных логик
- знает основы релевантных и паранепротиворечивых логик
- знает основы темпоральной логики
- знает основы эпистемической логики
- знает принципы и методы традиционной и математической, классической и неклассических логик
- умеет анализировать логическую структуру высказывания средствами классической логики предикатов
- умеет восстанавливать энтимемы до правильного силлогизма
- умеет классифицировать логические операции
- умеет критически анализировать аргументативные философские тексты
- умеет определять логические отношения между высказываниями
- умеет правильно совершать операции над объемом понятия
- умеет строить таблицы истинности для классической логики высказываний
- умеет устанавливать выполнимость в модели Крипке для модальной формулы
Содержание учебной дисциплины
- 1.1. Дедуктивная логика. Предмет логики.
- 1.2. Дедуктивная логика. Основы логической семиотики.
- 1.3.1. Дедуктивная логика. Элементы традиционной логики. Традиционная теория понятия.
- 1.3.2. Дедуктивная логика. Элементы традиционной логики. Силлогистика.
- 1.4.1. Дедуктивная логика. Основы классической логики. Основы классической логики высказываний.
- 1.4.2. Дедуктивная логика. Основы классической логики. Основы классической логики предикатов.
- 1.5.1. Дедуктивная логика. Элементы неклассических логик. Основы модальной логики.
- 1.5.2. Дедуктивная логика. Элементы неклассических логик. Основы темпоральной логики.
- 1.5.3. Дедуктивная логика. Элементы неклассических логик. Основы деонтической логики.
- 1.5.4. Дедуктивная логика. Элементы неклассических логик. Основы stit-логик.
- 1.5.5. Дедуктивная логика. Элементы неклассических логик. Основы эпистемической логики.
- 1.5.6. Дедуктивная логика. Элементы неклассических логик. Многозначные логики.
- 1.5.7. Дедуктивная логика. Элементы неклассических логик. Интуиционистская логика.
- 1.5.8. Дедуктивная логика. Элементы неклассических логик. Релевантные и паранепротиворечивые логики.
- 2.1. Философия логики. Становление и развитие логической семантики.
- 2.2. Философия логики. Философские проблемы обоснования логики.
- 2.3. Философия логики. Выразительные, вычислительные и дедуктивные возможности формализмов.
- 2.4. Философия логики. Основы логической прагматики. Теория речевых актов и ее альтернативы.
Элементы контроля
- средняя оценка за текущие контрольные работы (3 модуль)
- Экзамен 2 модуль (устный)
- Итоговая контрольная работа за 3 модуль
- Экзамен 4 модуль (устный)Первая и вторая пересдачи проходят в такой же форме, что и устный экзамен.
- средняя оценка за текущие контрольные работы (1-2 модули)
- средняя оценка за текущие контрольные работы (3 модуль)
- средняя оценка за текущие контрольные работы (4 модуль)
- Аудиторная работа (4 модуль)
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модульИтоговая оценка за 1 и 2 модули (И12) формируется из следующих промежуточных оценок: – КР12 – неокруглённая средняя оценка за контрольные работы в 1 и 2 модуле; – O(КР12) – округлённая средняя оценка за контрольные работы в 1 и 2 модуле; – ЭКЗ12 – оценка за устный экзамен (2 модуль). Итоговая оценка за 1 и 2 модули формируется формируется по следующему принципу: 1) Если ЭКЗ12 ≥ O(КР12), то И12 = ЭКЗ12; 2) Если ЭКЗ12 < O(КР12), то И12 = 0.3* КР12 + 0.7* ЭКЗ12; В ведомость выставляется округленная итоговая оценка за 1 и 2 модули.
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.1 * Аудиторная работа (4 модуль) + 0.25 * Экзамен 4 модуль (устный) + 0.35 * Итоговая контрольная работа за 3 модуль + 0.15 * средняя оценка за текущие контрольные работы (4 модуль) + 0.15 * средняя оценка за текущие контрольные работы (3 модуль)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Анисов А.М. Современная логика. – М., 2002. – 274 с. ISBN 5-201-02079-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/345809
- Введение в логику : унив. курс: учебник для вузов, Бочаров, В. А., 2008
- Михайлов К. А. - ЛОГИКА 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 467с. - ISBN: 978-5-534-04524-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/logika-431905
- Основы логики : учебник для вузов, Бочаров, В. А., 2009
Рекомендуемая дополнительная литература
- Benthem, J. F. A. K. van. (2011). Logical Dynamics of Information and Interaction. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=409031
- Dynamic epistemic logic. (2007). Springer. https://doi.org/10.1007/978-1-4020-5839-4
- Horty, J. F. (2001). Agency and Deontic Logic. Oxford [England]: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=140526
- Marion, M., Roy, O., & Girard, P. (2011). Dynamic Formal Epistemology. Dordrecht: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=371335
- Анисов А.М. Темпоральный универсум и его познание. – М., 2000. – 209 с. ISBN 5-201-02034-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346754
- Михайлов К. А., Горбатов В. В. - ЛОГИКА. ПРАКТИКУМ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 431с. - ISBN: 978-5-534-04536-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/logika-praktikum-431994
- Попов Ю.П. - Логика - КноРус - 2009 - ISBN: 978-5-390-00251-3-L-2013 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/227813
- Светлов, В. А. Логика [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. А. Светлов. – М.: Логос, 2012. – 432 с. – (Новая университетская библиотека). - ISBN 978-5-98704-618-0.
- Сидоренко Е.А. Релевантная логика (предпосылки, исчисления, семантика). - М., 2000. - 244 с. - ISBN 5-201-01925-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/345461