Бакалавриат
2021/2022
Теоретические подходы и направления современной лингвистики
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
6
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Баранова Влада Вячеславовна,
Блинова Ольга Владимировна,
Герасимов Дмитрий Валентинович,
Климов Александр Антонович,
Князев Михаил Юрьевич,
Копотев Михаил Вячеславович,
Сай Сергей Сергеевич,
Тискин Даниил Борисович,
Федотов Максим Леонидович
Язык:
русский
Кредиты:
7
Контактные часы:
126
Программа дисциплины
Аннотация
Студенты знакомятся с наиболее важными современными моделями и теориями в области фонологии, морфологии, синтаксиса, лексической и грамматической семантики, с междисциплинарными направлениями в лингвистике, получают представление о широком спектре актуальных исследовательских задач, анализируют образцы лингвистической аргументации
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление с современными теоретическими подходами к языку, а также более глубокое овладение понятийным и терминологическим аппаратом лингвистики.
Планируемые результаты обучения
- Студент анализирует диахронические языковые данные в свете теории грамматикализации
- Студент различает основные принципы формального описания фонологических и морфологических систем языков мира
- Студент различает принципы экспериментального исследования в лингвистике и анализирует психолингвистические данные различных типов
- Студент умеет проводить синтаксический анализ предложения в рамках генеративного подхода и понимает основные формальные принципы и параметры устройства базовых синтаксических явлений
Содержание учебной дисциплины
- Вариационная социолингвистика. Полевая лингвистика
- Функциональные подходы к языковым явлениям
- Kогнитивные исследования (cognitive science)
- Корпусная лингвистика
- Лингвистическая типология
- Дискурсивные подходы
- Формальные подходы к фонологии и синтаксису
- Конкуренция формальных и функциональных подходов
Элементы контроля
- Домашние заданияВыполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из заданий, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
- Контрольная работаВыполняется письменно в аудитории. Задания для контрольной работы разработаны на основе пройденного материала.
- ЭкзаменВыполняется дистанционно. Задания для экзамена разработаны на основе пройденного материала.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.6 * Домашние задания + 0.4 * Экзамен
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.15 * Контрольная работа + 0.15 * Домашние задания + 0.5 * 2021/2022 учебный год 2 модуль + 0.2 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Embick, D. (2015). The Morpheme : A Theoretical Introduction. Boston: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1076660
- Sportiche, D., Stabler, E. P., & Koopman, H. J. (2013). An Introduction to Syntactic Analysis and Theory. Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=643986
Рекомендуемая дополнительная литература
- Paul H. Portner, & Barbara H. Partee. (2008). Formal Semantics : The Essential Readings. [N.p.]: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=231496
- Yu, A., Riggle, J., & Goldsmith, J. A. (2011). The Handbook of Phonological Theory (Vol. 2nd ed). Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=398612