Бакалавриат
2021/2022
Турецкий язык
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт востоковедения и африканистики
Где читается:
Институт востоковедения и африканистики
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Рахимова Софья Камильевна
Язык:
русский
Кредиты:
9
Контактные часы:
216
Программа дисциплины
Аннотация
Курс представляет собой комплексную программу изучения турецкого литературного языка, обеспечивающую овладение языковыми навыками говорения, понимания на слух, чтения и письма. Программа учебной дисциплины "Турецкий язык" предусматривает овладение современным устным и письменным языком на уровне, примерно соответствующем уровню В2 Общеевропейских компетенций (CEFR). В ходе обучения преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов, проводит диктанты и контрольные работы. Промежуточный контроль и итоговый контроль знаний представляет собой экзамен в письменной и/или устной форме.
Цель освоения дисциплины
- Овладение знаниями и компетенциями в области современного турецкого языка - фонетикой, нормативной грамматикой и лексикой в объеме, предусмотренном программой.
- Целями освоения дисциплины «Турецкий язык» являются овладение знаниями и компетенциями в области современного турецкого языка: фонетикой, нормативной грамматикой и лексикой, в объёме, предусмотренном настоящей программой.
Планируемые результаты обучения
- Владеет базовыми социокультурными и страноведческими сведениями, позволяющими уверенную ориентацию в различных текстах и коммуникативных ситуациях, в объёме данного курса.
- Владеет нормативным произношением и фразовой интонацией и применяет их в процессе коммуникации.
- Владеет грамматическими категориями, способен оперировать ими в устной и письменной речи.
- Знает алфавит, может прочесть с листа текст на турецком языке.
- Способен общаться на темы, предусмотренные содержанием дисциплины.
- Способен понять устный текст на турецком языке, перевести его на русский язык, ответить на вопросы к тексту.
- Владеет лексикой в объёме, определенном материалом базового учебника.
- Владеет основными навыками лингвистического и филологического анализа текста на турецком языке.
- Имеет грамматические навыки, позволяющие понимать основные языковые материалы о повседневной жизни; навыки ведения беседы и диалога на турецком языке в объёме, предусмотренном данной программой, использует адекватные социо-культурные модели коммуникации в типовых ситуациях.
- Имеет представление о фонетическом и лексико-грамматическом строе турецкого языка.
- Умеет читать и переводить тексты в объёме, предусмотренном данной программой, с турецкого языка на русский и с русского языка на турецкий.
Содержание учебной дисциплины
- Модуль 1. Фонетика и грамматика. Тема 1. Звуковой состав турецкого языка. Гармония гласных и согласных. Разбор и анализ турецкого алфавита, освоение правил чтения.
- Модуль первый
- Модуль 1. Фонетика и грамматика. Тема 2. Агглютинация. Образование формы множественности.
- Модуль второй
- Модуль 1. Фонетика и грамматика. Тема 3. Указательные местоимения. Простое высказывание: утверждение, вопрос, согласие, отрицание. Именное отрицание değil.
- Модуль третий
- Модуль 1. Фонетика и грамматика. Тема 4. Местный падеж. Предложения типа “Masa odada”. Предикативы var ("имеется") и yok ("не имеется"). Предложения типа “Odada masa var”.
- Модуль четвертый
- Модуль 1. Фонетика и грамматика. Тема 5. Части речи: существительное, прилагательное, глагол. Числительные.
- Модуль 1. Фонетика и грамматика. Тема 6. Финитные формы именного сказуемого настоящего времени.
- Модуль 1. Фонетика и грамматика. Тема 7. Изъявительное наклонение. Настоящее время с показателем –yor.
- Модуль 1. Фонетика и грамматика. Тема 8. Дательно-направительный падеж.
- Модуль 1. Фонетика и грамматика. Тема 9. Исходный падеж.
- Модуль 1. Фонетика и грамматика. Тема 10. Послелоги önce ("до, перед"), sonra ("после").
- Модуль 1. Фонетика и грамматика. Тема 11. Аффиксы принадлежности. Образование падежных форм имен (склонение) с аффиксами принадлежности и без них.
- Модуль 1. Фонетика и грамматика. Тема 12. Особенности склонения имен с аффиксами принадлежности 3-го лица (появление промежуточного [n]).
- Модуль 1. Разговорные темы.
- Модуль 2. Фонетика и грамматика. Тема 1. Изафеты 1-го и 2-го типа.
- Модуль 2. Фонетика и грамматика. Тема 2. Взаимодействие форм принадлежности и родительного падежа. Изафет 3-го типа Изафетные цепочки. Послелоги-имена.
- Модуль 2. Фонетика и грамматика. Тема 3. Повелительное наклонение. Желательное наклонение. Объединенная повелительно-желательная парадигма.
- Модуль 2. Фонетика и грамматика. Тема 4. Способ образования степеней сравнения в турецком языке.
- Модуль 2. Фонетика и грамматика. Тема 5. Cистема обозначения времени в турецком языке.
- Модуль 2. Фонетика и грамматика. Тема 6. Словобразовательные аффиксы –lı, -sız, -llık.
- Модуль 2. Фонетика и грамматика. Тема 7. Изъявительное наклонение. Прошедшее категорическое время.
- Модуль 2. Разговорные темы.
- Модуль 3. Фонетика и грамматика. Тема 1. Категория определенности и неопределенности в турецком языке. Винительный падеж.
- Модуль 3. Фонетика и грамматика. Тема 2. Вторичная репрезентация.
- Модуль 3. Фонетика и грамматика. Тема 3. Изъявительное наклонение. Будущее категорическое время.
- Модуль 3. Фонетика и грамматика. Тема 4. Сравнение в турецком языке. Послелоги gibi и kadar.
- Модуль 3. Фонетика и грамматика. Тема 5. Изъявительное наклонение. Настоящее длительное время.
- Модуль 3. Фонетика и грамматика. Тема 6. Изъявительное наклонение. Прошедшее опосредованное время.
- Модуль 3. Фонетика и грамматика. Тема 7. Оформление прямой речи при помощи слова diye.
- Модуль 3. Разговорные темы.
- Модуль 4. Фонетика и грамматика. Тема 1. Изъявительное наклонение. Настоящее-будущее время.
- Модуль 4. Фонетика и грамматика. Тема 2. Глагольная категория статуса в турецком языке. Статус возможности и невозможности.
- Модуль 4. Фонетика и грамматика. Тема 3. Категория номинализации действия в турецком языке. Понятие глагольных имен.
- Модуль 4. Фонетика и грамматика. Тема 4. Деепричастия -(y)ıp, -madan и –mayıp.
- Модуль 4. Фонетика и грамматика. Тема 5. Обстоятельственные конструкции -madan önce и -dıktan sonra.
- Модуль 4. Фонетика и грамматика. Тема 6. Выражение цели в турецком языке. Послелог için ("для, ради").
- Модуль 4. Разговорные темы.
Элементы контроля
- Домашнее задание. Модуль 1.Письменные работы и устные ответы по словарному составу, грамматике, и разговорному языку 30 минут.
- Домашнее задание. Модуль 2.Письменные работы и устные ответы по словарному составу, грамматике, и разговорному языку 30 минут.
- Домашнее задание. Модуль 3.Письменные работы и устные ответы по словарному составу, грамматике, и разговорному языку 30 минут.
- Домашнее задание. Модуль 4.Письменные работы и устные ответы по словарному составу, грамматике, и разговорному языку 30 минут.
- Контрольные работы. Модуль 1.Диктанты по лексике 20 минут; Контрольные работы по грамматике 60 минут.
- Контрольные работы. Модуль 2.Диктанты по лексике 20 минут; Контрольные работы по грамматике 60 минут.
- Контрольные работы. Модуль 3.Диктанты по лексике 20 минут; Контрольные работы по грамматике 60 минут.
- Контрольные работы. Модуль 4.Диктанты по лексике 20 минут; Контрольные работы по грамматике 60 минут.
- Экзамен. Модуль 2.Письменная часть представляет собой проверочную работу, включающую задания на заполнение пропущенных аффиксов, перевод с турецкого языка на русский и с русского на турецкий, письменный ответ на вопросы, построение грамматически верных и имеющих смысл предложений из предложенных слов. Устная часть подразумевает выступление студента на одну из разговорных тем модуля. В случае несдачи одной из частей экзамена (оценка за письменную или устную часть – 3 и ниже) положительная оценка (4 и выше) за экзамен не может быть выставлена даже при условии успешной сдачи другой части экзамена. Т.е. отрицательная оценка по любой из частей экзаменов является блокирующей.
- Экзамен. Модуль 4.Письменная часть представляет собой проверочную работу, включающую задания на заполнение пропущенных аффиксов, перевод с турецкого языка на русский и с русского на турецкий, письменный ответ на вопросы, построение грамматически верных и имеющих смысл предложений из предложенных слов. Устная часть подразумевает выступление студента на одну из разговорных тем модуля. В случае несдачи одной из частей экзамена (оценка за письменную или устную часть – 3 и ниже) положительная оценка (4 и выше) за экзамен не может быть выставлена даже при условии успешной сдачи другой части экзамена. Т.е. отрицательная оценка по любой из частей экзаменов является блокирующей. Внимание! Экзамен в последнем модуле по дисциплине является блокирующим элементом контроля. То есть, при неудовлетворительной оценке за экзамен Вы получаете неудовлетворительную оценку по предмету и будете пересдавать экзамен в соответствии с «Положением об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
- Домашнее задание. Модуль 1.Письменные работы и устные ответы по словарному составу, грамматике, и разговорному языку 30 минут
- Домашнее задание. Модуль 2.Письменные работы и устные ответы по словарному составу, грамматике, и разговорному языку 30 минут.
- Домашнее задание. Модуль 3.Письменные работы и устные ответы по словарному составу, грамматике, и разговорному языку 30 минут.
- Домашнее задание. Модуль 4.Письменные работы и устные ответы по словарному составу, грамматике, и разговорному языку 30 минут.
- Контрольные работы. Модуль 1.Диктанты по лексике 20 минут; Контрольные работы по грамматике 60 минут.
- Контрольные работы. Модуль 2.Диктанты по лексике 20 минут; Контрольные работы по грамматике 60 минут.
- Контрольные работы. Модуль 3.Диктанты по лексике 20 минут; Контрольные работы по грамматике 60 минут.
- Контрольные работы. Модуль 4.Диктанты по лексике 20 минут; Контрольные работы по грамматике 60 минут.
- Экзамен. Модуль 1.Письменная часть представляет собой проверочную работу, включающую задания на заполнения пропущенных аффиксов, перевод с турецкого языка на русский и с русского на турецкий, письменный ответ на вопросы, построение грамматически верных и имеющих смысл предложений из предложенных слов. Устная часть подразумевает выступление студента на одну из разговорных тем модуля. В случае несдачи одной из частей экзамена (оценка за письменную или устную часть – 3 и ниже) положительная оценка (4 и выше) за экзамен не может быть выставлена даже при условии успешной сдачи другой части экзамена. Т.е. отрицательная оценка по любой из частей экзаменов является блокирующей.
- Экзамен. Модуль 3.В случае несдачи одной из частей экзамена (оценка за письменную или устную часть – 3 и ниже) положительная оценка (4 и выше) за экзамен не может быть выставлена даже при условии успешной сдачи другой части экзамена. Т.е. отрицательная оценка по любой из частей экзаменов является блокирующей. Экзамен проводится в дистанционном онлайн формате. Все детали проведения экзамена доводятся до студентов посредством LMS.
- Экзамен. Модуль 4.В случае несдачи одной из частей экзамена (оценка за письменную или устную часть – 3 и ниже) положительная оценка (4 и выше) за экзамен не может быть выставлена даже при условии успешной сдачи другой части экзамена. Т.е. отрицательная оценка по любой из частей экзаменов является блокирующей.
Промежуточная аттестация
- 2020/2021 учебный год 1 модуль0.25 * Домашнее задание. Модуль 1. + 0.5 * Экзамен. Модуль 1. + 0.25 * Контрольные работы. Модуль 1.
- 2020/2021 учебный год 3 модуль0.5 * Экзамен. Модуль 3. + 0.25 * Контрольные работы. Модуль 3. + 0.25 * Домашнее задание. Модуль 3.
- 2020/2021 учебный год 4 модуль0.5 * Экзамен. Модуль 4. + 0.25 * Контрольные работы. Модуль 4. + 0.25 * Домашнее задание. Модуль 4.
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.16 * Домашнее задание. Модуль 2. + 0.24 * Контрольные работы. Модуль 2. + 0.6 * Экзамен. Модуль 2.
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.6 * Экзамен. Модуль 4. + 0.16 * Домашнее задание. Модуль 4. + 0.24 * Контрольные работы. Модуль 4.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Гузев В.Г., Дениз-Йылмаз О., Махмудов-Хаджиоглу Х., Ульмезова Л.М. Турецкий язык: Начальный курс + CD. СПб.: КАРО, 2006.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Йылмаз О., Образцов А.В., Телицин Н.Н., Ульмезова Л.М. Словарь-минимум (для I курса), типовые примеры (для I-IV курса), употребительные выражения. Учебное пособие по турецкому языку. СПб.: 2004.
- Чай пили... по-турецки говорили : учебное пособие по развитию навыков устной речи, Ларионова, Е.И., 2012