Бакалавриат
2021/2022
Немецкий язык
Статус:
Курс по выбору
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Департамент иностранных языков
Где читается:
Институт востоковедения и африканистики
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Новикова Мария Валерьевна
Язык:
русский
Кредиты:
8
Контактные часы:
200
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Немецкий язык», в соответствии с базовым учебным планом по направлению 58.03.01 «Востоковедение и африканистика», образовательная программа «Востоковедение» НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, изучается на 3 курсе (1, 2, 3, 4 модули). Знания, полученные при изучении дисциплины, используются для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной деятельности при общении с немецкоязычными собеседниками, а также могут быть использованы в дальнейшем в проектной и научно-исследовательской работе, при подготовке и защите выпускной квалификационной работы.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины "Немецкий язык" является приобретение элементарной коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной деятельности при общении с немецкоязычными собеседниками.
Планируемые результаты обучения
- Знает артикли (неопределенный, нулевой, отрицательный); множественное число имен существительных; спряжение глаголов в Präsens: essen, geben, mögen...; порядок слов в вопросительных предложениях (специальный вопрос, общий вопрос); предлоги mit, von; количественные числительные 21-100. Умеет называть продукты, их упаковку и количество; вести диалог в супермаркете; рассказывать о предпочтениях в еде; представить рецепт любимого блюда
- Знает артикли (определенный); наречия места; прилагательное в роли предикатива ;отрицание при помощи частицы nicht; спряжение глагола gefallen. Умеет описывать дом, квартиру и помещения в них; выражать свое отношение «нравится – не нравится» и кратко аргументировать его; называть и давать краткую характеристику мебели и бытовым приборам; понимать и составлять объявления о поиске квартиры; обмениваться информацией в рамках темы «Аренда жилья»;
- Знает временные предлоги in, für, seit, vor, bis, ab; Konjunktiv для выражения вежливой просьбы; глаголы с отделяемыми приставками an-/aus-/auf-/zumachen; сложносочиненное предложение и наречия dann/ deshalb/ außerdem /trotzdem. Умеет вести диалог в службе сервиса (в том числе и по телефону); формулировать сообщение на автоответчике; формулировать свою просьбу/ желание в соответствии с заданной ситуацией; формулировать краткие информативные сообщения делового характера
- Знает глаголы с отделяемыми приставками; спряжение глагола: sehen, arbeiten ...; место сказуемого в предложении; предлоги am, um, von ...bis, ab, bis. Умеет называть и спрашивать время (формальное и неформальное обозначение); называть занятия в течение дня, выражать свои предпочтения во времяпрепровождении; называть дни недели и время суток; описывать распорядок дня и расспрашивать собеседника о его распорядке; формулировать запрос по недостающей информации о рабочем времени организаций
- Знает модальные глаголы können и wollen; порядок слов при составном глагольном сказуемом; сложное прошедшее время – перфект Умеет называть занятия в свободное время дня, выражать свои предпочтения во времяпрепровождении; называть основные виды занятий на уроке иностранного языка, выражать свои предпочтения ; описывать распорядок выходного дня и расспрашивать собеседника о его распорядке; выражать намерения, согласие и несогласие с предложением; рассказывать о своих хобби, умениях и навыках
- Знает модальные глаголы müssen и dürfen; порядок слов; неопределенно-личное местоимение man; повелительное наклонение. Умеет расспросить собеседника, чтобы получить недостающую информацию о своем местонахождении, местонахождении какого-либо объекта, о пути следования; формулировать устный запрос на стойке информации в гостинице; формулировать запреты, указания, советы.
- Знает модальный глагол sollen и порядок слов; склонение притяжательных артиклей. Умеет называть части тела, описывать симптомы болезни, боли; описывать внешний вид и состояние здоровья других людей; вести краткие телефонные разговоры с врачом/ администратором в больнице; согласовывать дату визита к врачу, отменять и переносить свой визит; давать краткие советы и рекомендации по лечению.
- Знает порядковые числительные; союзы dass/ wenn/weil/obwohl; склонение личных местоимений . Умеет расспросить собеседника, чтобы получить недостающую информацию о датах и сроках; расспросить собеседника, чтобы получить недостающую информацию о национальных праздниках и традициях; описывать праздники своей страны; давать советы/рекомендации при выборе подарков; писать приглашения, принимать устные/письменные приглашения/ отказываться от них; формулировать праздничные поздравления/пожелания.
- Знает правила чтения в немецком языке. Умеет поприветствовать кого-либо или попрощаться; знакомиться, представлять себя и др. людей при знакомстве; приветствовать/прощаться; расспросить собеседника для получения недостающей личной информации; начать телефонный разговор, представиться, пригласить кого-либо к телефону
- Знает претерит - простое прошедшее время; модальный предлог als; временные предлоги vor, seit, nach, in, für. Умеет называть и кратко описывать основные профессии; называть занятия, характерные для разных видов проф. деятельности, выражать свои предпочтения; расспрашивать собеседника об его профессии, образовании, навыках; составлять краткую биографию/резюме / мотивационное письмо; отвечать на вопросы на собеседовании
- Знает притяжательные местоимения, артикли; систему личных местоимений; спряжение глаголов в настоящем времени; предлоги aus/in и др.; количественные числительные 0-20. Умеет поинтересоваться чьим-либо самочувствием; представить членов своей семьи/друзей; рассказать о своем месте жительства; называть хобби и увлечения; обмениваться информацией на тему «Личные данные»; заполнять анкету/бланк; писать короткую открытку из отпуска/поездки.
- Знает пространственные предлоги и наречия; предлоги и наречия местоположения и направления. Умеет расспросить собеседника, чтобы получить недостающую информацию о своем местонахождении, местонахождении какого-либо объекта, о пути следования; описывать свое местонахождение, местонахождение какого-либо объекта, путь следования; формулировать устный запрос на стойке информации на вокзале/ в аэропорту
- Знает спряжение сильных глаголов с чередованием корневого гласного: sehen, arbeiten ...; винительный падеж имен существительных; правила отрицания Умеет называть месяцы и времена года; называть занятия, характерные для разных времен года, выражать свои предпочтения; описывать погоду и расспрашивать собеседника о погоде; понимать сообщения о погоде по телевидению/радио; формулировать запрос по недостающей информации о погоде
- Знает указательные местоимения der/die/das; dies-; вопросительный артикль welch-/ was für ein-?; степени сравнения прилагательных/ наречий; склонение прилагательных/ наречий; склонение личных местоимений в Дат. падеже; глаголы с Дат. падежом. Умеет вести диалог в магазине одежды; давать оценку внешнего вида/одежды; давать советы/рекомендации при выборе одежды и обосновывать свой выбор; выражать свои вкусы/предпочтения/неприятие и обосновывать свой выбор; описывать покупательское поведение.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Добрый день. Меня зовут…
- Тема 2. Семья и друзья
- Тема 3. Еда
- Тема 4. Мой дом. Моя квартира
- Тема 5. Мой день
- Тема 7. Учеба и свободное время
- Тема 6. Погода и времена года
- Тема 8. Профессия и работа
- Тема 9. Туристы в Мюнхене
- Тема 10. Здоровье
- Тема 11. В городе
- Тема 12. Клиент всегда прав
- Тема 13. Одежда и мода
- Тема 14. Праздники и традиции
Элементы контроля
- Самостоятельная работа (домашнее задание)3-5 домашних заданий в модуле.
- Контрольная работаПисьменная работа 40 / 80 минут после изучения каждой темы.
- Экзамен (письменная часть)Письменная экзаменационная работа (80 минут).
- Экзамен (устная часть)Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://us02web.zoom.us/j/7581363928) (преподаватель Трофимова Н.А. ) и на платформе https://discord.gg/JTyYxA, группа Deutschkurs (преподаватель Новикова М.В.). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка соответствующих платформ. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
- ЭссеВ завершение разговорной темы (150-200 слов)
- Проектная работаТворческое задание индивидуально/ в группе с презентацией в устной/письменной форме.
- Ответ в устной форме (монолог по теме)
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модульОпромеж. = k1*Оаудиторная. + k2* Осам.работа + k3* Описьм экзамен + k4*Омонолог + k5*Одиалог, где k1 = 0.3, k2 = 0.3, k3 = 0.2,. k4 = 0,1, k5 = 0,1. О аудиторная=cредняя оценка (без округления) за разные формы текущего контроля по 10-ти балльной шкале О сам. работа=средняя оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу О письм экзамен.=оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за контрольную экзаменационную работу с ответом в письменной форме. О монолог = средняя оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за контроль монологической речи на экзамене Одиалог= средняя оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за контроль диалогической речи на экзамене. 0.300 Индивидуальная аудиторная работа с ответом в письменной /устной форме форме 0.300 Самостоятельная работа с ответом в письменной / устной форме 0.200 Письменная контрольная экзаменационная работа 0.100 Контроль диалогической речи 0.100 Контроль монологической речи
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Катаева А. Г., Катаев С. Д., Гандельман В. А. - НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ + АУДИОМАТЕРИАЛЫ В ЭБС 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 269с. - ISBN: 978-5-534-01265-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nemeckiy-yazyk-dlya-gumanitarnyh-vuzov-audiomaterialy-v-ebs-431924
Рекомендуемая дополнительная литература
- Смирнова Т. Н. - НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК. DEUTSCH MIT LUST UND LIEBE. ИНТЕНСИВНЫЙ КУРС ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для прикладного бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 312с. - ISBN: 978-5-534-00833-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nemeckiy-yazyk-deutsch-mit-lust-und-liebe-intensivnyy-kurs-dlya-nachinayuschih-437156
- Смирнова Т. Н. - НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК. DEUTSCH MIT LUST UND LIEBE. ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 276с. - ISBN: 978-5-534-02468-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nemeckiy-yazyk-deutsch-mit-lust-und-liebe-prodvinutyy-uroven-434291