Бакалавриат
2021/2022![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Научно-исследовательский семинар "Визуальное в литературе: проблемы интермедиального анализа"
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Токарев Дмитрий Викторович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Изучение форм репрезентации визуального в художественном тектсе предполагает обсуждение проблемы взаимопереводимости художественных языков, рассмотрение приемов визуализации и их нарративных функций, анализ видов экфрастических описаний в русской и зарубежной литературе, постановку и исследование таких проблем, как условная статичность объектов «пространственного искусства» (живописи, скульптуры, архитектуры, фотографии) и динамизм их вербальной, в основе своей линеарной транспозиции, соотношение нарративных и дескриптивных секвенций внутри текста, феномен «пунктирности» или же незавершенности экфрастического описания, реальный и вымышленный экфрасис.
Цель освоения дисциплины
- Познакомить с проблематикой соотношения визуальных и вербальных знаков дать представление о способах репрезентации визуального в русской и европейской поэзии и прозе XIX-XXвеков
- Сформировать навыки анализа экфрастических описаний
Планируемые результаты обучения
- Имеет представление о проблемах вербальной репрезентации фотографии.
- Имеет представление о русском литературном романтизме и изобразительном искусстве. Может анализировать визуальную составляющую в творчестве Гоголя
- Имеет представление о скульптуре как особом виде визуальной репрезентации.
- Имеет представление о четырех уровнях восприятия. Понимает свойства восприятия, гештальта. Имеет представление о формах репрезентации визуального в тексте. Понимает дескриптивный и нарративный аспекты экфрасиса
- Понимает различие между индексом, иконой и символом, способен классифицировать портреты. Владеет пониманием текстуальных и визуальных аспектов романтической фантастики.
- Способен охарактеризовать разницу между художником и иконописцем. Понимает исторические, социальные и культурные различия между ними.
- Владеет пониманием проблематики репрезентации визуального объекта в авангардном тексте.
- Имеет представление о метафизике и эстетике нефигуративного изображения.
- Понимает трансформации визуального в художественном нарративе в творчестве Ф.Достоевского.
- Понимает, что такое «поэтика художественной неудачи».
Содержание учебной дисциплины
- Определение понятия перцепции. Слово и изображение: проблемы соотношения визуального и вербального кодов.
- Русский литературный романтизм и изобразительное искусство. Визуальность в поэтике Гоголя.
- «Песочный человек» Гофмана: текстуальные и визуальные аспекты романтической фантастики.
- Культура, политика, эрос: формы репрезентации в скульптуре.
- Проблемы восприятия реалистического изображения в «Идиоте» Ф. Достоевского.
- Художник и иконописец: проблемы визуальной репрезентации сакрального.
- Поэтика художественной неудачи
- Фотография как вид визуального искусства и как «магия»
- Эстетика зрения и визуального образа в авангарде.
- Метафизика и эстетика нефигуративного изображения.
Элементы контроля
- ПрезентацияПрезентация представляет собой устное сообщение по одной теме. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Презентация, текст которой полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов.
- Аудиторная работаРабота на семинаре подразумевает контроль посещаемости, а также предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной из предложенных тем (вопроса), соответствующих темам лекционных занятий.
- ЭссеЭкзамен проходит в виде подготовки итогового эссе. Объем эссе – не менее 8 тысяч знаков (с пробелами. Итоговое эссе пишется внеаудиторно на тему, либо выбранную студентом из предложенного преподавателем списка, либо сформулированную самим студентом по согласованию с преподавателем. Темы эссе связаны с материалом и текстами, обсуждавшимися в первом и втором модуле. Оценки за эссе выставляются по 10-ти балльной шкале в соответствии с глубиной раскрытия темы, ясностью аргументации, уровнем понимания прочитанных текстов, вниманием к стилю.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.4 * Аудиторная работа + 0.2 * Презентация + 0.4 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Rippl, G. (2015). Handbook of Intermediality : Literature – Image – Sound – Music. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1033026
- Есаулов, И. (2001). Экфрасис В Русской Литературе Нового Времени: Картина И Икона. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.ED5621F2
Рекомендуемая дополнительная литература
- Bruhn, J. (2016). The Intermediality of Narrative Literature : Medialities Matter. London: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1242120
- Ryan, M.-L., & Grishakova, M. (2010). Intermediality and Storytelling. New York: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=349514
- Wagner, P. (1996). Icons - Texts - Iconotexts : Essays on Ekphrasis and Intermediality. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=627336