Бакалавриат
2021/2022





Научно-исследовательский семинар 3
Статус:
Курс обязательный (История)
Направление:
46.03.01. История
Кто читает:
Департамент истории
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
3-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
58
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар 3 курса имеет своей целью обеспечить подготовку студентов к написанию курсовой работы. В рамках семинара студенты обучаются правильному составлению плана работы, определению ее актуальности и новизны, а также основным этапам написания работы. Результатом обучения является проект курсовой работы.
Цель освоения дисциплины
- Совершенствование навыков научного анализа исторических источников
- Совершенствование навыков историографического анализа
- Совершенствование навыков постановки исследовательского вопроса и определения научной проблемы
- Овладение первичными навыками выстраивания продуктивных исследовательских коммуникаций и презентации исследования в целом
- Овладение первичными навыками актуализации исторического исследования в рамках своего исследовательского проекта
Планируемые результаты обучения
- Студент знаком с различными методами исследования социальных и гуманитарных наук и способен соотносить их возможности с доступными источниками, умеет корректно применять эти методы в своем исследовании.
- Студент корректно определяет типы исторических источников, владеет приемами внутренней и внешней критики источника, способен самостоятельно подобрать источники по теме исследования, оценить их возможности и степень соответствия исследовательскому вопросу, обосновать приемы их анализа
- Студент может самостоятельно написать сравнительно объемный, в соответствии с требованиями образовательной программы, академический текст по исторической проблематике, корректно используя научную терминологию и научно-справочный аппарат, владеет приемами редакторской работы.
- Студент может спланировать по времени основные этапы предстоящего исследования, владеет приемами научного цитирования, осознает ответственность за нарушение этики исследования.
- Студент способен самостоятельно подобрать и проанализировать литературу по теме исследования, может сформулировать основные выводы историографии, относящиеся к теме исследования, выделяет основные дискуссионные вопросы.
- Студент способен сформулировать выводы, вытекающие из собственной курсовой работы, и вписать их в соответствующий историографический контекст
- Студент способен сформулировать исследовательский вопрос, цели и задачи исследования, может их обосновать и соотнести с историографическим контекстом.
- Студент способен сформулировать тему своего самостоятельного исследования, его цели и задачи, может обосновать научную актуальность исследования и вписать его в широкий историографический контекст.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в курс
- Тема исследования
- Принципы историографического анализа
- Проблема и план исследования
- Исторические источники
- Методы
- Научный текст и его редактирование
- Подведение итогов
Элементы контроля
- контрольная работа №1Содержание работы: Опишите тему, основной исследовательский вопрос, цели и задачи исследования, исторический контекст и актуальность вашей курсовой работы этого года (общий объем 3-4 тыс. п/з).
- контрольная работа №2Содержание работы: Составьте аналитическое описание 3-4-х работ по теме вашей курсовой работы этого года, обоснуйте, почему эти исследования наиболее значимы для вашего историографического поля, в чем их сильные и слабые стороны (должны быть представлены работы как непосредственно связанные с темой исследования, так и относящиеся к более широкому историографическому контексту) (объем 4-5 тыс. п/з)
- контрольная работа №3Содержание работы: Представьте историографический анализ темы курсовой работы (5-8 тыс. п/з)
- контрольная работа №4Содержание работы: Представьте аналитическое описание источников собственного исследования (курсовой работы) (5–8 тыс. п/з)
- контрольная работа №5Представьте образец анализа источника, используемого в курсовой работе (2-3 тыс. п/з).
- контрольная работа №6Представьте развернутый проект выводов исследования (место работы в историографическом контексте, ответы на поставленные вопросы, 5-8 тыс. п/з).
- Презентация исследовательского проектаПодготовьте презентацию из пяти слайдов для устного выступления: Слайд 1: Название курсовой. Слайд 2: Постановка исследовательского вопроса и его объяснение. Актуальность исследования. Слайд 3: Предмет, объект, цели и задачи исследования. Слайд 4: Историография – проблемные поля и дискуссионные вопросы. Слайд 5: Источники – и потенциал для ответа на исследовательский вопрос
- Групповой доклад по методам исторического исследованияСтуденты объединяются в группы из 3-5 человек (по желанию) и готовят совместный устный доклад, сопровождаемый презентацией. Время доклада - 10-15 мин.
- Предзащита курсовой работы
- Участие в дискуссиях на семинарах
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.09 * контрольная работа №2 + 0.09 * контрольная работа №6 + 0.09 * контрольная работа №1 + 0.09 * Групповой доклад по методам исторического исследования + 0.08 * Участие в дискуссиях на семинарах + 0.09 * Презентация исследовательского проекта + 0.09 * контрольная работа №5 + 0.09 * контрольная работа №3 + 0.2 * Предзащита курсовой работы + 0.09 * контрольная работа №4
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил, Радаев, В.В., 2001
- Как организовать и представить исследовательский проект: 79 простых правил [Электронный ресурс], Радаев, В. В., 2005
- Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В.В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономки». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 204 с.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI , либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040849 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1040849
Рекомендуемая дополнительная литература
- Источниковедение новой и новейшей истории стран Европы и Америки : учеб. пособие / И.В. Григорьева. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 287с.— (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/752505