Бакалавриат
2021/2022![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Введение в языкознание
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
4
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Блинова Ольга Владимировна,
Герасимов Дмитрий Валентинович,
Евграфова Карина Владимировна,
Заика Наталья Михайловна,
Климов Александр Антонович,
Озолина Валентина Александровна,
Оскольская Софья Алексеевна,
Федотов Максим Леонидович,
Чукаева Татьяна Валерьевна
Язык:
русский
Кредиты:
8
Контактные часы:
96
Программа дисциплины
Аннотация
В ходе курса "Введение в языкознание" студенты формируют отношение к языку как сложному механизму, функционирование которого обусловленo как конструктивными, так и когнитивными факторами. В задачи курса входит освоение следующих фундаментальных для дальнейшей программы элементов филологической специальности: пользование дескриптивным аппаратом, в параметрах которого осуществляется научное описание языка; формирование первичного понятия об основных компонентах строения языка и категориях его функционирования в обществе; изучение более специальных проблем, связанных с теоретической лингвистикой и знаковым изучением культуры. Первая часть дисциплины "Введение в языкознание знакомит студентов с системой лингвистических дисциплин а также с проблемами фонетики, морфологии и синтаксиса.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство студентов с базовыми теоретическими понятиями современной лингвистики, необходимыми для дальнейшего более углубленного и специализированного лингвистического образования.
Планируемые результаты обучения
- Пользуясь соответствующим понятийным аппаратом, студент оперирует единицами различного типа на линейно-синтагматическом и аддитивно-фузионном континууме, противопоставляет словообразовательные и словоизменительные показатели. Студент умеет применять полученные знания к языковому материалу, читает глоссы и глоссирует языковой материал.
- Студент владеет фонологической транскрипцией, анализирует языковой материал на основании типов дистрибуции, определяет фонологический статус фонетических различий.
- Студент воспроизводит начальные положения теории языка как системы знаков, называет параметры, по которым различаются языки, описывает языковую карту мира
- Студент идентифицирует основные синтаксические единицы и явления, анализирует с их помощью языковой материал
- Студент излагает основные подходы к анализу лексического значения, применяет их на практике
- Студент строит синтаксические деревья зависимостей и составляющих, аргументирует принимаемые при этом решения.
- Студент формулирует с базовые понятия социолингвистики, сравнительно-исторического языкознания, дискурсивной лингвистики, оперирует основными терминами, относящимися к изучению коммуникативной структуры высказывания, простейшей классификацией речевых актов, понятиям и средствам текстовой связности. Студент описывает генетическую классификацию языков мира.
- Анализирует текст в прагматических аспектах, перечисляет основные категории языковой прагматики
- Внятно излагает существующие в языках наборы грамматических категорий и показывает связь между морфологическим и иными уровнями языковых явлений
- Дает определение языка, формулирует начала и основные проблемы науки о языке
- Излагает круг вопросов лексической семантики, дает определения лексическим и лексигографическим аспектам языка, анализирует семантическую структуру лексических единиц
- Студент владеет фонетической транскрипцией, дает характеристику звукам в соответствии с Международным фонетическим алфавитом
- Студент дает определение средствам и функциям интонации, проводит интонационное членение речи и аннотирует речь при помощи разных систем интонационной разметки (Е. А. Брызгуновой, ToBI, INTSINT)
- Студент излагает основные понятия прагматики, различает компоненты значения, соответствующие ассерции, пресуппозици, импликации, импликатуре
- Студент описывает устройство информационной структуры в корректных терминах, анализирует семантику грамматических конструкций
- Студент опознает и перечисляет основные грамматические категории, представленные в языках, и объясняет их значения.
- Студент опознает и перечисляет основные грамматические категории, представленными в языках, и описывает их значения.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в лингвистические дисциплины
- Фонетика
- Фонология
- Морфемика
- Устройство морфологических категорий
- Основные подходы к устройству синтаксических структур
- Основные синтаксические единицы и явления
- Язык как предмет лингвистики
- Лексическая семантика
- Семантика грамматических категорий
- Семантика синтаксических структур
- Прагматика
- Грамматическая семантика
- Интонационная фонология
Элементы контроля
- Домашнее заданиеВыполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из заданий, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
- ЭкзаменЭкзамен осуществляется в дистанционном формате через форму онлайн-опроса и состоит из двух частей: проверки знаний в тестовой форме и ответов на вопросы по темам курса. Общая длительность составляет 80 минут (1 пара).
- Домашние заданияВыполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
- Оценка за первый год обучения
- ЭкзаменЭкзамен осуществляется в дистанционном формате через форму онлайн-опроса и состоит из двух частей: проверки знаний в тестовой форме и ответов на вопросы по темам курса. Общая длительность составляет 80 минут (1 пара).
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.4 * Домашнее задание + 0.6 * Экзамен
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.5 * 2021/2022 учебный год 2 модуль + 0.2 * Домашнее задание + 0.3 * Экзамен
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.25 * Экзамен + 0.1 * Домашние задания + 0.65 * Оценка за первый год обучения
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Bouissac, P. (2010). Saussure: A Guide For The Perplexed. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=344269
- Куликова И.С., Салмина Д.В. - ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ В 2 Т. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 705с. - ISBN: 978-5-9916-6455-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-yazykoznanie-v-2-t-389011
- Макерова, С. (2013). «Лингвистика» – «Грамматика» – «Лингвистика (Грамматика) Текста»: Содержание И Корреляция Понятий. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9CBE8C2F
Рекомендуемая дополнительная литература
- Aronoff, M., & Rees-Miller, J. (2017). The Handbook of Linguistics (Vol. Second edition). Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1484987
- Chelliah, S. L., & Reuse, W. J. de. (2011). Handbook of Descriptive Linguistic Fieldwork. Springer.
- Davies, A., & Elder, C. (2004). The Handbook of Applied Linguistics. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=108713
- Pawley, A. (2015). Review of The Oxford handbook of linguistic fieldwork. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4487142A
- Киселева, Н. (2008). Лингвистические задачи и их классификация. Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, (80). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.13140813
- Мечковская, Н. Б. Общее языкознание. Структурная и социальная типология языков : учебное пособие / Н. Б. Мечковская. — 9-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016. — 312 с. — ISBN 978-5-89349-275-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/74738 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.