Бакалавриат
2021/2022
Сосуществование в средневековой Испании: евреи, христиане и мусульмане
Статус:
Курс по выбору (Востоковедение)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт востоковедения и африканистики
Где читается:
Санкт-Петербургская школа социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
26
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Гусарова Екатерина Валентиновна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина направлена на усвоение студентами комплекса знаний по культурному и историческому наследию мусульман в средневековой Испании и синтезу культур Восточной исламской цивилизации, берберов северо-запада Африканского континента и Западной, представленной народами, населявшими Пиренейский полуостров. Предусмотрено овладение навыками исторического анализа синтеза этих культур. Хронологические рамки охватывают период с VIII до XV вв., рассматривается влияние описываемых исторических событий на мировую культуру (по настоящее время). Студенты познакомятся с периодами истории мусульманской Испании, ее культурными особенностями в новой реальности, характерными чертами и этапами развития искусства и науки, особенностями социокультурного развития региона, проблемой контактов мусульман и местного населения и взаимного влияния народов в различных сферах жизни. Дисциплина предусматривает освоение материала (онлайн курса и литературы) на английском языке. Дисциплина реализуется для студентов 4 курса в 3 модуле. Язык дисциплины – русский. Студенты самостоятельно осваивают онлайн курс и пишут тест по результатам его освоения. На основе предлагаемой в программе литературы студенты пишут реферат на выбранную тему. Оценки за тест и реферат составляют промежуточный контроль, на основе которого выставляется текущая оценка.
Цель освоения дисциплины
- Усвоение студентами комплекса знаний по культурному и историческому наследию мусульман на Пиренейском полуострове; овладение навыками анализа социальных, экономических, религиозных, культурных и языковых взаимодействий восточной мусульманской и западной цивилизаций на примере сосуществования различных народов и культур в средневековой Испании.
- Ознакомление с основными этапами и закономерностями взаимовлияний в ходе исторического процесса, а также социально значимыми открытиями и нововведениями, возникшими в мусульманской Испании и обусловленными спецификой конкретного исторического развития региона.
- Использование основных положений дисциплины при написании выпускной квалификационной работы.
Планируемые результаты обучения
- Демонстрирует умение самостоятельно провести анализ проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, сделать обобщающие выводы.
- Умеет излагать письменно и устно знания по курсу и собственное мнение по его основным проблемам.
- Знает важнейшие вехи истории существования мусульманской Испании от предыстории проникновения мусульман на полуостров, до времен реконкисты.
- Знает основные этапы, закономерности и ключевые события истории мусульманской Испании и достижений выдающихся жителей этого региона в науке и искусстве, оставившие вой след в мировой культуре.
- Понимает место и роль мусульманской Испании в региональном и мировом историческом процессе, ее влияние на культуру и искусство Европы.
- Студент овладеет приемами и методами научного анализа и критики основных комплексов исторических источников по истории и культурному развитию мусульманской Испании и социокультурному плюрализму в этом регионе. Ознакомится с исследованиями по этой тематике.
Содержание учебной дисциплины
- Онлайн компонент
- Тема 1. Переходный период от вестготской эпохи в Иберии (VI век н.э.) до введения ислама.
- Тема 2. Формирование этнического, религиозного и культурного плюрализма.
- Тема 3. Новое иберийское общество.
- Тема 4. Влияние исламской цивилизации.
Элементы контроля
- Тест по итогам прохождения курса онлайнИзучение онлайн курса завершается написанием теста на основе материала курса в SmartLMS. Тест основан на информации, приведенной в онлайн курсе и состоит из 10 вопросов. Продолжительность теста – 50 минут (по 5 минут на вопрос). Тест содержит вопросы типа: выбрать правильный ответ из нескольких предложенных; определить «правда» или «ложь», вопросы в форме свободного текста (студент пишет ответ на поставленный вопрос).
- ЭкзаменИтоговый контроль представляет собой письменный экзамен, состоящий из тестовых вопросов разного формата: множественный выбор, заполнение пропуска, вопрос с открытым ответом (по материалам онлайн курса). Задания включают в себя вопросы по терминологии и фактическому материалу. Время, отведенное на экзамен – 90 мин. Курс предполагает интенсивное чтение. Знакомство с обязательной литературой является необходимым условием для успешной сдачи экзамена.
- РефератРеферат представляет собой изложение содержания одной или нескольких монографий или научных статей по проблематике курса на выбранную тему. В реферате студент должен продемонстрировать умение логично и последовательно излагать содержание реферируемых научных работ, выявлять и формулировать главные идеи реферируемого материала, авторские концепции, обобщать изученный материал, академически корректно цитировать чужой текст, составлять библиографическое описание реферируемого материала в соответствии со стандартами ГОСТа, изложенными в Правилах подготовки выпускной квалификационной работы студентов, обучающихся на образовательной программе «Востоковедение».. Библиографическое описание статьи (статей) или раздела (разделов) монографии по теме курса дается в начале реферата. В обязательном порядке выделяются и снабжаются отдельными заголовками все относительно самостоятельные в смысловом и композиционном отношении фрагменты реферируемого текста; на каждый такой фрагмент дается ссылка с указанием страниц оригинала в постраничных примечаниях (сносках).
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 3 модуль0.3 * Тест по итогам прохождения курса онлайн + 0.3 * Реферат + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Armstrong, K. (2002). Islam : A Short History (Vol. Modern Library pbk. ed). New York: Modern Library. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=717251
- Faruqi, Y. M. (2006). Contributions of Islamic Scholars to the Scientific Enterprise. International Education Journal, 7(4), 391–399. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ854295
- Lapidus, I. M. . (DE-588)124445977, (DE-576)294175717. (2014). A history of Islamic societies / Ira M. Lapidus. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.425657388
- Maribel Fierro. (2005). ’Abd Al-Rahman III : The First Cordoban Caliph. Oneworld Academic.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Nasser Rabbat. (2012). What is Islamic architecture anyway? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.408C769D
- Sarton, G. (1962). Introduction to the history of science. Pub. for the Carnegie Institution of Washington.