Бакалавриат
2021/2022
Археология
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (История)
Направление:
46.03.01. История
Кто читает:
Департамент истории
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Целью изучения учебной дисциплины является усвоение студентами общих знаний об основных понятиях, методах, подходах и разделах современной археологической науки, а также об основных этапах её развития, течениях и открытиях. Ориентированный на студентов-историков курс включает рассмотрение вопросов, связанных с ролью археологии в современном обществе, привлечением и интерпретацией данных археологии в разных отраслях гуманитарного знания, с экспонированием археологических объектов в музеях, с дидактической составляющей функционирования археологических образовательных центров в профильных и исторических музеях. В результате изучения дисциплины «Археология» студенты должны знать содержание курса, в том числе фундаментальные понятия археологии, основные методы полевой и кабинетной работы археолога, ориентироваться в системе основных разделов археологической науки. Студенты должны научиться применять полученные знания для оценки достоверности сведений, черпаемых из средств массовой информации и популярной литературы, а также уметь критически оценивать использование археологических данных в аргументации выводов исторической науки и антропологии, иметь представление о возможности использования полученных знаний в профессиональной деятельности музейного работника и педагогической деятельности, ориентироваться в современном законодательстве о культурном (в т.ч. археологическом) наследии. Конкретные знания из общего курса должны быть применены и закреплены в процессе полевой археологической и музейной практик. В текущем 2020/2021 учебном году особенностью преподавания дисциплины является её перевод в дистанционный формат полностью или частично в зависимости от эпидемиологических условий.
Цель освоения дисциплины
- Целью изучения учебной дисциплины является усвоение студентами общих знаний об основных понятиях, методах, подходах и разделах современной археологической науки, а также об основных этапах её развития, течениях и открытиях. Ориентированный на студентов-историков курс включает рассмотрение вопросов, связанных с ролью археологии в современном обществе, привлечением и интерпретацией данных археологии в разных отраслях гуманитарного знания, с экспонированием археологических объектов в музеях, с дидактической составляющей функционирования археологических образовательных центров в профильных и исторических музеях.
Планируемые результаты обучения
- Студент воспроизводит основные понятия, термины, факты, способен сформулировать определения и установить взаимосвязи между понятиями.
- Студент воспроизводит основные понятия, термины, факты, формулирует задачи дисциплины, определяет её предмет и объект.
- Студент воспроизводит основные термины и понятия, знает основные характеристики видов археологических памятников. Распознает виды археологических памятников по визуальным признакам.
- Студент воспроизводит основные термины и понятия, представляет процедуру полевого исследования памятников, знает общие требования к оформлению полевой документации, способен вести полевой дневник археологической практики.
- Студент знает основные вехи истории мировой и отечественной археологии, ориентируется в течениях, осведомлен об основных институциях и изданиях. Знает наиболее крупные археологические открытия XIX и XX вв., имена и достижения основателей археологических школ.
- Студент знает основные эпохи археологической периодизации, может дать их характеристику. Может назвать наиболее яркие археологические культуры Евразии, обозначить ведущие типы древностей, показать интерпретационные возможности археологических материалов для реконструкций в истории и антропологии.
- Студент знает типы археологических музеев и особенности экспонирования археологических материалов, историю археологических музеев и опыт наиболее значимых из современных.
- Студент объясняет роль археологического источниковедения и историографии для исследования. Различает особенности процедуры исторического и археологического исследования. Использует понятия в исследовательских ситуациях.
- Студент способен определять основные функции археологии в современном мире, знает основы национального законодательства о памятниках археологии.
- Студент воспроизводит основные термины и понятия, представляет процедуру кабинетного исследования , специфические приемы и методы кабинетной археологии
- Студент воспроизводит основные термины и понятия. Применяет разные формы датирования и периодизации в конкретных ситуациях. Определяет принципы построения различных периодизаций. Имеет представление о принципах решения стратиграфических задач
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение. Археология как научная дисциплина.
- Тема 2. Археологические источники.
- Тема 3. Основные понятия археологической науки.
- Тема 4. Виды археологических памятников, их классификация.
- Тема 5. Методы полевой археологии.
- Тема 6. Методы кабинетной археологии.
- Тема 7. Синхронизация и датирование в археологии.
- Тема 8. Основные вехи истории археологии
- Тема 9. Основные археологические эпохи и культуры.
- Тема 10. Археология в музеях.
- Тема 11. Археология и современное общество.
Элементы контроля
- Текущий контроль-работа на семинарахПроводится аудиторно (либо в zoom, с представлением презентации). Контроль работы на семинарских занятиях, оценка содержания и представления на семинаре доклада-реферата с презентацией, блиц-тесты с визуальным рядом до 10 вопросов. При выполнении данных заданий-текущего контроля, студент получает оценку в соответствии с критериями оценивания.
- Самостоятельная письменная работа (Эссе)
- Письменный экзамен/ устный экзаменВ связи с форматом дисциплины - мкд экзамен проходит в двух форматах в зависимости от кампуса обучения. Для студентов московского кампуса: устный экзамен, для студентов кампуса СПб - письменный экзамен-тест. В обоих случаях, экзамен проводится по изученным материалам в соответствии с программой дисциплины.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.3 * Самостоятельная письменная работа (Эссе) + 0.3 * Текущий контроль-работа на семинарах + 0.4 * Письменный экзамен/ устный экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Ананьев Виталий Геннадьевич. (n.d.). История Зарубежной Музеологии Как Часть Истории Культуры: Основные Интеллектуальные Парадигмы Развития. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fistoriya-zarubezhnoy-muzeologii-kak-chast-istorii-kultury-osnovnye-intellektualnye-paradigmy-razvitiya
- Археология изнутри : науч.-популярные очерки, Шер, Я. А., 2009
- Археология СССР : учеб. для ист. фак. ун-тов и пед. ин-тов, Авдусин, Д. А., 1967
- Археология СССР с древнейших времён до средневековья в 20 т., Рыбаков, Б. А.,
- Археология. В начале, Фаган Б., ДеКорс К., 2007
- ВИШНЯЦКИЙ ЛЕОНИД БОРИСОВИЧ. (1999). ИСТОРИЯ ОДНОЙ СЛУЧАЙНОСТИ, или ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.599E3675
- История народов России в древности и раннем средневековье : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры, Петрухин, В.Я., Раевский, Д.С., 2019
- КЛЕЙН ЛЕВ САМОЙЛОВИЧ. (1999). Миграция: Археологические Признаки. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C09767CF
- Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье : Учебное пособие, Петрухин, В. Я., 1998
- Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье, Петрухин, В. Я., 2004
Рекомендуемая дополнительная литература
- Академическая археология на берегах Невы (от РАИМК до ИИМК РАН. 1919-2014 гг.), , 2013
- Человек в лабиринте эволюции, Вишняцкий Л.Б., 2004