• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Экономика стран Ближнего Востока

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 3-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина входит в блок дисциплин вариативной профильной части (специальной) ОП «Востоковедение». Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Введение в востоковедение», «Россия и страны Востока», «История стран Ближнего Востока». Для освоения учебной дисциплины студенты должны также успешно прослушать курсы «Экономика» и «Макроэкономика (экономическая теория)», владеть английским языком на уровне В2, иметь представление об общевостоковедной проблематике, иметь базовые представления о политических и экономических системах стран Востока. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при написании курсовой работы и ВКР.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются углубление теоретических знаний и формирование у обучающихся системных и целостных представлений об экономическом развитии стран Ближнего Востока, освоение базовой информации по основным характеристикам современного экономического развития стран Ближнего Востока, изучение экономической истории и географии стран Ближнего Востока, определение динамики экономических процессов в странах Азии в условиях глобализации, ознакомление с основной литературой и источниками по темам дисциплины, получение навыков научно-исследовательской работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Дает оценку роли внешней торговли и прямых иностранных инвестиций в экономическом развитии стран Ближнего Востока.
  • Знает особенности экономико-географического положения стран региона; определяет основные факторы экономического роста в регионе; различает и сравнивает специфику типа экономического развития отдельных стран Ближнего Востока; понимает особенности отраслевой структуры экономики стран региона
  • Оценивает позиции международных компаний в экономике региона
  • Понимает роль трудовой миграции в социально-экономическом развитии для стран-доноров и стран-реципиентов рабочей силы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Экономика отдельных стран Ближнего Востока
  • Страны Ближнего Востока в мировой экономике
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах
    Работа на семинарах представляет участие в устных и письменных опросах по обязательной литературе и дискуссиях на семинарских занятиях. Подготовка к семинарам представляет подробное знакомство с обязательной литературой к семинару, указанной в программе или присылаемой преподавателем отдельно после проведения лекции.
  • неблокирующий Доклад
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке. Доклад, презентация и ответы на вопросы должны соответствовать следующим критериям: 1. Содержание доклада 1.1. Соответствие содержания доклада заявленной теме, полное раскрытие темы. 1.2. Структурированное изложение материала в форме, принятой в академической науке, логичная и убедительная аргументация. 1.3. Высокий уровень фундированности доклада. Использование наряду с обязательной и рекомендованной, блок дополнительной научной литературы, инициативно привлеченной студентом (литература должна быть опубликована в ведущих российских и зарубежных издательствах и высокорейтинговых журналах). Подбор литературы адекватен цели презентации. 1.4. Полные и аргументированные ответы на вопросы по докладу и рекомендованной к семинару литературе. 1.5. Отсутствие фактических ошибок. 1.6. Понимание значения и смысла понятий и терминов, использованных в докладе, умение кратко и четко объяснить их содержание слушателям. 1.7. Соответствие выводов поставленной цели и задачам. Формулировка выводов с применением методик сравнения и обобщения. 2. Оформление презентации 2.1 Презентация выполнена наглядно, присутствует иллюстративный материал (карты, схемы и др). 2.2 Соответствие контента представленной презентации требованиям к соблюдению авторских прав, при использовании иллюстративного материала необходимо приводить ссылки на источник. 2.3 Соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка в устной и письменной речи; строгое соблюдение орфографии и пунктуации. 2.4 Наличие списка использованных источников и литературы, оформленного в соответствии с требованиями ГОСТа. 3. Выступление 3.1 Чтение доклада по заранее подготовленному тексту на любом носителе не допускается. 3.2 При подготовке докладов в парах или группах равномерное распределение ролей во время выступления. 3.3 Интерактивность, вовлечение аудитории в обсуждение. 3.4 Корректность ответов на вопросы по презентации. 3.5 Соблюдение временного регламента (при наличии). Преподаватель снижает оценку за несоответствие доклада каждому из перечисленных выше критериев на 1-5 баллов. Итоговая оценка может быть снижена до «0» баллов, если выявляется факт плагиата как в тексте, так и в презентации доклада.
  • неблокирующий Экзамен
    Основанием для снижения оценки являются: выбор неправильного ответа на вопрос, неполное раскрытие поставленного вопроса, некорректное использование/раскрытие терминов и понятий
  • неблокирующий Доклад 2
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке. Доклад, презентация и ответы на вопросы должны соответствовать следующим критериям: 1. Содержание доклада 1.1. Соответствие содержания доклада заявленной теме, полное раскрытие темы. 1.2. Структурированное изложение материала в форме, принятой в академической науке, логичная и убедительная аргументация. 1.3. Высокий уровень фундированности доклада. Использование наряду с обязательной и рекомендованной, блок дополнительной научной литературы, инициативно привлеченной студентом (литература должна быть опубликована в ведущих российских и зарубежных издательствах и высокорейтинговых журналах). Подбор литературы адекватен цели презентации. 1.4. Полные и аргументированные ответы на вопросы по докладу и рекомендованной к семинару литературе. 1.5. Отсутствие фактических ошибок. 1.6. Понимание значения и смысла понятий и терминов, использованных в докладе, умение кратко и четко объяснить их содержание слушателям. 1.7. Соответствие выводов поставленной цели и задачам. Формулировка выводов с применением методик сравнения и обобщения. 2. Оформление презентации 2.1 Презентация выполнена наглядно, присутствует иллюстративный материал (карты, схемы и др). 2.2 Соответствие контента представленной презентации требованиям к соблюдению авторских прав, при использовании иллюстративного материала необходимо приводить ссылки на источник. 2.3 Соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка в устной и письменной речи; строгое соблюдение орфографии и пунктуации. 2.4 Наличие списка использованных источников и литературы, оформленного в соответствии с требованиями ГОСТа. 3. Выступление 3.1 Чтение доклада по заранее подготовленному тексту на любом носителе не допускается. 3.2 При подготовке докладов в парах или группах равномерное распределение ролей во время выступления. 3.3 Интерактивность, вовлечение аудитории в обсуждение. 3.4 Корректность ответов на вопросы по презентации. 3.5 Соблюдение временного регламента (при наличии). Преподаватель снижает оценку за несоответствие доклада каждому из перечисленных выше критериев на 1-5 баллов. Итоговая оценка может быть снижена до «0» баллов, если выявляется факт плагиата как в тексте, так и в презентации доклада.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.2 * Доклад 2 + 0.2 * работа на семинарах + 0.4 * Экзамен + 0.2 * Доклад
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Солодовников А. Ю. - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ АЗИИ, АВСТРАЛИИ И ОКЕАНИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 419с. - ISBN: 978-5-534-10419-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialno-ekonomicheskaya-geografiya-zarubezhnoy-azii-avstralii-i-okeanii-430001

Авторы

  • Бутуханов Александр Владимирович