• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

История

Статус: Курс обязательный (Программная инженерия)
Направление: 09.03.04. Программная инженерия
Где читается: Факультет менеджмента (Пермь)
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 30
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Агарин Ефим Владимирович, Гущин Валерий Рафаилович, Земляков Михаил Вячеславович, Клепиков Владимир Васильевич, Логвинов Родион Николаевич, Пучков Павел Андреевич, Рудник Софья Константиновна, Хвальков Евгений Александрович
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина преподается в blended-формате. На семинарских занятиях есть возможность более углубленно обсудить рассмотренные темы, актуализировать их с точки зрения образовательных программ обучающихся. Программа создана на основе двух онлайн-курсов: 1. онлайн-курс Отечественная история, размещенный на национальной платформе Открытое образование (https://openedu.ru/course/hse/nhist/) - нацелен на изучение истории России. Онлайн-часть курса освещает острые проблемы истории России (от специфики древнерусской цивилизации до распада СССР) и направлена на формирование понимания особенностей развития нашей страны и более глубокого интереса к изучению отечественной истории; 2. онлайн-курс История Запада, размещенный на платформе Открытое образование (https://openedu.ru/course/hse/WESTHIST/) - нацелен на изучение истории западного мира.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1.1. Целью изучения дисциплины «История» является формирование у студентов представлений о тенденциях и закономерностях исторического процесса в России, его общих чертах и особенностях сравнительно с историческим развитием других стран. 1.2. Дисциплина общего цикла «История» призвана помочь студентам осмыслить социальные, политические и экономические процессы, протекавшие в прошлом. Она позволит внести важные дополнения в профессиональные знания. В условиях информационной открытости (open access), которая нередко сопровождается политизацией академического дискурса, важнейшей компетенцией высшего образования становится не только чтение и понимание источников, но и навыки их отбора, критического анализа, умение деконструировать современную мифологию. 1.3. Основная задача курса состоит в том, чтобы представить мировой контекст событий и процессов, рассмотренных в рамках онлайн-курса «Отечественная история» НИУ ВШЭ либо «Всеобщая история». Синхронизация отечественной и зарубежной истории будет осуществляться с привлечением современных политических и социологических теорий, что позволит не только уйти от избыточной фактологии в преподавании истории, но и сформировать навыки сравнения социальных процессов и культурной динамики различных обществ. Курс направлен на формирование у студентов неисторических направлений навыков критической работы с источниками, содержащими информацию об историческом прошлом, компетенции сравнительного анализа российских и зарубежных процессов, понимания и навыков коммуникаций в культурной среде, отличной от российских реалий, понимания всемирного исторического контекста событий и явлений российской истории.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • - знать узловые проблемы, алгоритмы социально-экономических и политических изменений в истории Запада - знать специфику мирового исторического процесса - получить представление о дискуссионном поле исторических исследований по истории Запада - овладеть навыками работы с научной исторической литературой и участия в дискуссиях по исторической проблематике
  • - знать узловые проблемы, алгоритмы социально-экономических и политических изменений в отечественной истории - знать специфику исторического процесса в России сравнительно с закономерностями исторического развития стран Запада и Востока - получить представление о дискуссионном поле исторических исследований по отечественной истории - овладеть навыками работы с научной исторической литературой и участия в дискуссиях по исторической проблематике
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Отечественная история. Семинары.
  • История Запада. Семинары.
  • Социальная история. Семинары.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Экзамен - на выбор преподавателя предлагается четыре варианта формы экзамена

    Варианты формы экзамена на выбор преподавателя:

    1) устный экзамен

    2) письменный экзамен в форме тест (30-50 вопросов). В тест обязательно будут включены вопросы множественного выбора (несколько правильных ответов) и вопросы на соответствие, в том числе на установление причинно-следственных связей.

    3) Письменный ответ на несколько вопросов (минимум 2, но не более 5 для одного студента), каждый из которых посвящен какому-либо ключевому событию той или иной эпохи.

    4) Гибридный вариант - несколько тестовых вопросов (15-25) и 1-2 вопроса для письменного ответа.

    Экзамен для студентов образовательной программы «Математика» будет проводиться в устном формате по билетам.

  • неблокирующий Самостоятельная работа (в двух вариантах)
    Вариант 1. Работа с онлайн-курсом. Вариант 2. См. примеры заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.2 * Работа на семинарах + 0.3 * Экзамен - на выбор преподавателя предлагается четыре варианта формы экзамена + 0.3 * Домашнее задание + 0.2 * Самостоятельная работа (в двух вариантах)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Всеобщая история стран мира с древнейших времен до Ренессанса, Егер, О., 2009
  • История России : учебник для вузов, , 2018
  • История России : учебник, Орлов А.С., 2017
  • История России, XX век. Т.2: Эпоха сталинизма (1923 - 1953), , 2017
  • История России, XX век. Т.3: Деградация тоталитарного государства и движение к новой России (1953 - 2008), , 2017
  • История России, учебное пособие для академического бакалавриата : в 2 ч., Ч. 1, Московский городской педагогический университет, 6-е изд., перераб и доп., 397 с., Кириллов, В. В., 2016
  • История России, учебное пособие для академического бакалавриата : в 2 ч., Ч. 2, Московский городской педагогический университет, 6-е изд., перераб. и доп., 275 с., Кириллов, В. В., 2016
  • Князев Е. А. - ИСТОРИЯ РОССИИ. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX — НАЧАЛО ХХ ВЕКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 296с. - ISBN: 978-5-534-09670-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-rossii-vtoraya-polovina-xix-nachalo-hh-veka-428320
  • Личман Б. В. - ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА ХIХ ВЕКА 2-е изд. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 241с. - ISBN: 978-5-534-10595-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-rossii-s-drevneyshih-vremen-do-konca-hih-veka-430893
  • Мировая история : пер. с англ., Робертс, Дж.М., Уэстад, О.А., 2019
  • Новейшая история России. 1914-2014 : учебник для академического бакалавриата, , 2016
  • Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. Т.1: Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.). Генезис личности, демократическ..., Миронов Б.Н., 2003
  • Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. Т.2: Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.). Генезис личности, демократическ..., Миронов Б.Н., 2003
  • Социальная история России, Иванов, Ю. М., 2010
  • Стальной век : социальная история советского общества, Дамье, В. В., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Всеобщая история : дискуссии, новые подходы. Вып.2: ., , 1989
  • Забелин И. Е. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 513с. - ISBN: 978-5-534-10383-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-zhizni-s-drevneyshih-vremen-v-2-ch-chast-1-429884
  • Забелин И. Е. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 379с. - ISBN: 978-5-534-10385-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-zhizni-s-drevneyshih-vremen-v-2-ch-chast-2-429885
  • Платонов С. Ф. - УЧЕБНИК РУССКОЙ ИСТОРИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 419с. - ISBN: 978-5-534-12113-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/uchebnik-russkoy-istorii-452547
  • Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город, Фицпатрик, Ш., 2001
  • Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город, Фицпатрик, Ш., 2008
  • Российская и мировая история в таблицах : учеб.-справ. пособие для школ, Лурье, Ф. М., 2001
  • Социальная история: Ежегодник. Вып. 2: 1998/99, , 1999
  • Социальная история: Ежегодник. Вып. 3: 2000, , 2000
  • Социальная история: Ежегодник. Вып. 9: 2009, , 2010
  • Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30-е годы: деревня, Фицпатрик, Ш., 2008

Авторы

  • Кимерлинг Анна Семеновна
  • Агарин Ефим Владимирович
  • Хоменко Анна Юрьевна