Бакалавриат
2021/2022
Теория языка
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Фундаментальная и прикладная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Департамент английского языка
Где читается:
Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород)
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Климова Маргарита Андреевна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина направлена на формирование у студентов целостного представления о синтаксической системе языка с перспективой использования в профессиональной деятельности специалиста по компьютерной лингвистике.
Цель освоения дисциплины
- Обобщение изученного в предшествующей части курса; демонстрация взаимодействия языковых средств (лексических, словообразовательных, морфологических) в структуре синтаксической единицы
- Целями освоения дисциплины являются: формирование у студентов основных понятий о языке, его структуре и функциях; ознакомление студентов с основными теориями, концепциями и подходами к изучению языка, а также методами и принципами исследования; развитие у студентов навыков использования понятийного аппарата лингвистики в сопредельных областях гуманитарного знания.
- формирование системы знаний студентов о морфологическом и синтаксическом уровнях языка, знакомство с основными направлениями грамматических исследований в современной мировой и отечественной лингвистике
- Изучение синтаксических единиц в единстве формы-значения-функции.
- развитие навыков лингвистического мышления
- Представление синтаксического строя русского языка в последовательных отношениях: синтаксема – словосочетание - простое предложение - сложное предложение - ССЦ.
- развитие навыков самостоятельной работы, знакомство с новыми технологиями самостоятельной работы в процессе усвоения нового материала
- Выработка навыков самостоятельного анализа синтаксических единиц.
Планируемые результаты обучения
- знает виды лексического значения
- знает основной круг проблем фонетики и фонологии
- знает происхождение и типологию фразеологических единиц
- знает синтагматические и парадигматические аспекты значения
- знает суперсегментные характеристики звучащей речи
- знает типы чередования гласных и согласных в русском языке
- знает устройство речевого аппарата, принципы классификации гласных и согласных звуков; умеет анализировать звучащую речь
- имеет представление о регулярной и окказиональной многозначности
- имеет представление о системном характере лексики
- имеет представление о фонологии и фонологических школах и направлениях
- Применяет теоретические знания для решения конкретных задач
- Применяет теоретические знания для решения конкретных задач.
- Применяет теоретические знания для решения конкретных задач. Умеет идентифицировать и характеризовать синтагматически не связанные виды осложнения просто-го предложения
- Применяет теоретические знания для решения конкретных задач. Умеет идентифицировать и характеризовать сложное синтаксическое целое
- Применяет теоретические знания для решения конкретных задач. Умеет идентифицировать тип сложного предложения по разным основаниям классификации.
- различает пассивную и активную лексику, неологизмы, архаизмы и историзмы, просторечие и жаргонизмы
- Способен использовать основные понятия и категории современной лингвистики в своей профессиональной деятельности
- Способен использовать основные понятия и категории современной лингвистики в своей профессиональной деятельности.
- Способен провести квалифицированное тестирование эффективности лингвистически ориентированного программного продукта
- Студент знает основные особенности естественного языка, его гуманитарной и естественно-научной природы
- Студент знает основные особенности естественного языка, его гуманитарной и естественно-научной природы, Умеет идентифицировать и характеризовать основные способы передачи чужой речи
- Студент знает основы теоретической лингвистики, уровневую (модульную) структуру языка.
- Студент знает основы теоретической лингвистики, уровневую (модульную) структуру.
- Студент знает уровневую (модульную) структуру естественно-го языка.
- Студент знает уровневую (модульную) структуру естественного языка.
- Студент умеет работать с лингвистически ориентированным программным продуктом
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Природа языка и принципы его описания.
- Морфология как раздел науки о языке. Грамматическое значение. Грамматическая форма. Грамматическая категория.
- Простое предложение осложнённой структуры
- Основы речепроизводства: физиологическая и акустическая природа звуков.
- Морфологическая классификация языков.
- Сложное предложение
- Из истории фонологии и фонологических школ и направлений.
- Морфемика как раздел морфологии
- Сложное синтаксическое целое
- Позиционные чередования гласных и согласных в русском языке
- Именные части речи.
- Актуальные направления синтаксической теории
- Позиционные чередования гласных и согласных в русском языке.
- Глагол как часть речи
- Способы передачи чужой речи
- . Суперсегментные единицы.
- Глагольные формы
- Коммуникативные и прагматические вопросы синтаксиса
- Лексика как система.
- Глагольные части речи
- Структура и виды лексического значения.
- Служебные части речи
- Вариантные отношения в лексике.
- Синтаксис как наука
- Лексические единицы в синтагматике и парадигматике.
- Словоформа как единица синтаксиса
- Лексика в социально-функциональном аспекте.
- Словосочетание как единица синтаксиса
- Фразеология.
- Предложение как единица синтаксиса
- Модальность
- Порядок слов и актуальное членение предложения
- Понятия прагматического синтаксиса
- Простое предложение
- Принципы выделения частей речи.
Элементы контроля
- презентации групповых докладов по фонетике
- тесты по лексикологииОтветы на вопросы в разделе "Тесты" (ЛМС)
- домашние работы по фонетике
- письменный экзамен по билетамЭкзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе LMS (https://lms.hse.ru). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: поддержка LMS. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию. Во время экзамена студентам запрещено пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
- Презентации по тематике семинарских занятий по лексикологииВыкладываются по каждой теме семинарского занятия в разделе "Проекты" (ЛМС)
- активная работа на семинарах по фонетике
- Активность на семинарских занятиях по лексикологии в режиме видеоконференции
- Аудиторная работа
- Контрольная работа
- Устный экзамен
- Работа на семинарахЭлемент контроля включает присутствие на семинаре (очном или проводимом онлайн), участие в работе семинара, предоставление выполненного домашнего задания в обозначенном преподавателем виде в указанные сроки.
- Самостоятельные работыЭлемент контроля включает самостоятельные работы, выполняемые студентом индивидуально в рамках семинаров (проверочные работы) или вне их (индивидуальное домашнее задание в виде разбора предложений по указанным критериям) и предоставленные преподавателю в обозначенном виде в указанные сроки.
- Устный и письменный экзаменЭкзамен состоит из двух частей - устной (собеседования) и письменной (разбора простого осложненного предложения). Собеседование направлено на контроль на теоретических знаний и предполагает ответы на вопросы преподавателя по пройденным темам без подготовки в течение примерно 10 минут. Возможные формулировки вопросов: дайте определение, объясните разницу, приведите пример, перечислите разновидности. Письменный разбор предложения направлен на контроль практических навыков синтаксического анализа и предполагает самостоятельное выполнение студентом в течение 30 минут. Как устная, так и письменная часть экзамена могут быть организованы с помощью средств дистанционного обучения. Экзамен проводится на платформе MS Teams (https://teams.microsoft.com). К экзамену нужно быть готовым подключиться согласно расписанию ответов, согласованному со студентами и высланному преподавателем на групповые почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MS Teams. Для участия в экзамене студент обязан: подключиться к экзамену по запросу преподавателя, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, использовать любой справочный материал для поиска ответов на вопросы преподавателя. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
- Аудиторная работа
- Контрольная работа
- Устный экзамен
- Работа на семинарахЭлемент контроля включает присутствие на семинаре (очном или проводимом онлайн), участие в работе семинара, предоставление выполненного домашнего задания в обозначенном преподавателем виде в указанные сроки.
- Самостоятельные работыЭлемент контроля включает самостоятельные работы, выполняемые студентом индивидуально в рамках семинаров (проверочные работы) или вне их (индивидуальное домашнее задание в виде разбора предложений по указанным критериям) и предоставленные преподавателю в обозначенном виде в указанные сроки.
- Устный и письменный экзаменЭкзамен состоит из двух частей - устной (собеседования) и письменной (разбора простого осложненного предложения). Собеседование направлено на контроль на теоретических знаний и предполагает ответы на вопросы преподавателя по пройденным темам без подготовки в течение примерно 10 минут. Возможные формулировки вопросов: дайте определение, объясните разницу, приведите пример, перечислите разновидности. Письменный разбор предложения направлен на контроль практических навыков синтаксического анализа и предполагает самостоятельное выполнение студентом в течение 30 минут. Как устная, так и письменная часть экзамена могут быть организованы с помощью средств дистанционного обучения. Экзамен проводится на платформе MS Teams (https://teams.microsoft.com). К экзамену нужно быть готовым подключиться согласно расписанию ответов, согласованному со студентами и высланному преподавателем на групповые почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MS Teams. Для участия в экзамене студент обязан: подключиться к экзамену по запросу преподавателя, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, использовать любой справочный материал для поиска ответов на вопросы преподавателя. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
- Аудиторная работа
- Проект
- Тесты, квизы
Промежуточная аттестация
- 2019/2020 учебный год 4 модульОценка по разделу «Фонетика» формируется по следующей формуле: О фонетика = 0,2 О актив. + 0,2 О к/р + 0,3 О д/з + 0,3 О экз. Оценка по разделу «Лексикология» формируется по следующей формуле: О итоговая = 0,3 О презентации + 0,2 О тесты + 0,2 О активность + 0,3 О экзамен Итоговая оценка по дисциплине формируется по результатам оценивания по двум разделам по формуле: О итог. = 0,5 О фонетика + 0,5 О лексикология
- 2020/2021 учебный год 2 модуль0.2 * Самостоятельные работы + 0.2 * Работа на семинарах + 0.6 * Устный и письменный экзамен
- 2020/2021 учебный год 4 модуль0.2 * Самостоятельные работы + 0.2 * Работа на семинарах + 0.6 * Устный и письменный экзамен
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.2 * Контрольная работа + 0.4 * Аудиторная работа + 0.4 * Устный экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Киселева М.С. - Лексика и словообразование - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 293с. - ISBN: 978-5-9765-0927-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84301
- Лобачева Н. А. - РУССКИЙ ЯЗЫК. ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 222с. - ISBN: 978-5-534-07708-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-leksikologiya-frazeologiya-leksikografiya-fonetika-orfoepiya-grafika-orfografiya-437644
- Немченко В. Н.-ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-494-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-02709-9: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/vvedenie-v-yazykoznanie-431978
- Ольховская, А. И. Полисемия как проблема общей и словарной лексикологии : монография / А. И. Ольховская. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2015. — 456 с. — ISBN 978-5-9765-2181-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/74630 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Самотик Л.Г. - Лексика современного русского языка: учеб.пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - ISBN: 978-5-9765-1393-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100085
Рекомендуемая дополнительная литература
- Алефиренко, Н. Ф. Фразеология и паремиология : учебное пособие / Н. Ф. Алефиренко, Н. Н. Семененко. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 344 с. — ISBN 978-5-9765-0839-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109520 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Герасимова И.А. Формальная грамматика и интенсиональная логика - М., 2000. - 156 с. ISBN 5-201-02024-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346109
- Грищенко, А. И. Фонетика современного русского литературного языка : учебное пособие / А. И. Грищенко, М. Т. Попова. — Москва : МПГУ, 2018. — 136 с. - ISBN 978-5-4263-0689-9. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1020583
- Общая морфология : введение в проблематику, учебное пособие, 4-е изд., 383 с., Плунгян, В. А., 2012
- Очерки по теории синтаксиса, [учебное пособие], предисл. А. М. Ломакина, 2-е изд., доп., 224 с., Распопов И. П., 2009
- Семантика. Основной лексикон, науч. ред. В. М. Бухаров, 318 с., Бочкарев, А. Е., 2014
- Скоморохова, С. В. Лексикология: фразеология современного русского языка : учебное пособие / С. В. Скоморохова. — 3-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2015. — 151 с. — ISBN 978-5-9765-2495-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/72695 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Современный русский язык : Синтаксис, учебное пособие, 2-е изд., 199 с., Галкина-Федорук, Е. М., Горшкова, К. В., Шанский, Н. М., 2009
- Теория функционального синтаксиса, от семантических структур к языковым средствам, 2-е изд., 509 с., Мустайоки, А., 2010