Бакалавриат
2021/2022
Математический анализ
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Экономика)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Кафедра математики (Нижний Новгород)
Где читается:
Факультет экономики НИУ ВШЭ (Нижний Новгород)
Когда читается:
1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
9
Контактные часы:
104
Программа дисциплины
Аннотация
Целями освоения дисциплины «Математический анализ» являются овладение основами математического анализа, приобретение навыков использования универсального понятийного аппарата и широкого арсенала технических приемов этих дисциплин при дальнейшем изучении профильных дисциплин, построении математических моделей различных экономических закономерностей и процессов, описании динамики социально–экономических систем и прогнозировании развития экономики. Достижение этих целей обеспечивает выпускнику получение высшего профессионально профилированного (на уровне бакалавра) образования и обладание перечисленными ниже общими и предметно-специализированными компетенциями. Они способствуют его социальной мобильности, устойчивости на рынке труда и успешной работе в самых разнообразных сферах (стратегическое планирование, аналитическая поддержка процессов принятия решений для управления предприятием и проч.). По дисциплине предусмотрены текущий контроль в форме письменных контрольных работ и итоговый контроль в форме экзамена. Итоговая оценка по дисциплине (оценка по промежуточной аттестации) выставляется с учетом результатов как текущего, так и итогового контроля. Правила выставления оценки по промежуточной аттестации определены Программой дисциплины, размещенной в открытом доступе на корпоративном сайте (портале) НИУ ВШЭ.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Математический анализ» являются овладение основами математического анализа, приобретение навыков использования универсального понятийного аппарата и широкого арсенала технических приемов этих дисциплин при дальнейшем изучении профильных дисциплин, построении математических моделей различных экономических закономерностей и процессов, описании динамики социально–экономических систем и прогнозировании развития экономики. Достижение этих целей обеспечивает выпускнику получение высшего профессионально профилированного (на уровне бакалавра) образования и обладание перечисленными ниже общими и предметно-специализированными компетенциями. Они способствуют его социальной мобильности, устойчивости на рынке труда и успешной работе в самых разнообразных сферах (стратегическое планирование, аналитическая поддержка процессов принятия решений для управления предприятием и проч.).
Планируемые результаты обучения
- Корректно описывает комбинацию множеств. Решает задачи комбинаторики и мат. логики.
- Находит двойные интегралы.
- Находит интегралы ф-ии 1-й переменной. Использует интегралы в приложениях.
- Находит пределы последовательностей, функций
- Находит производные и дифференциалы ф-и 1-й переменой. Использует производные в приложениях.
- Находит производные и дифференциалы ф-и многих переменых. Использует производные в приложениях.
- Проверяет сходимость рядов. Находит область сходимости функциональных рядов.
- Решает ОДУ 1 и 2 порядков
- Строит графики ф-ий 1й переменой с использованием пределов и производных.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в анализ. Предел последовательности и предел функции. Непрерывность функции
- Дифференциальное исчисление функции одной переменной
- Исследование графиков функций одной переменной
- Интегральное исчисление функции одной переменной
- Дифференциальное исчисление функции многих переменных
- Двойные интегралы
- Обыкновенные дифференциальные уравнения первого и второго порядков
- Числовые и функциональные ряды
- Элементы теории множеств. Элементы общей теории алгебраических систем. Комбинаторика. Математическая логика
Элементы контроля
- контрольная 1
- Контрольная 2
- контрольная 3
- экзаменЭкзамен проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Moodle (https://et.hse.ru/), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 3 модуль0.4 * экзамен + 0.3 * контрольная 1 + 0.3 * Контрольная 2
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Бугров Я. С., Никольский С. М. - ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА В 3 Т. ТОМ 3. В 2 КН. КНИГА 1. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ. КРАТНЫЕ ИНТЕГРАЛЫ 7-е изд. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 288с. - ISBN: 978-5-9916-8643-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vysshaya-matematika-v-3-t-tom-3-v-2-kn-kniga-1-differencialnye-uravneniya-kratnye-integraly-437221
- Зайцев В. Ф., Полянин А. Д. - ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ С ЧАСТНЫМИ ПРОИЗВОДНЫМИ ПЕРВОГО ПОРЯДКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 416с. - ISBN: 978-5-534-02377-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/differencialnye-uravneniya-s-chastnymi-proizvodnymi-pervogo-poryadka-437080
- Ильин В.А., Садовничий В.А., Сендов Б.Х. - МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Ч. 1 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 660с. - ISBN: 978-5-9916-2733-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/matematicheskiy-analiz-ch-1-389342
- Математика для экономистов, учебное пособие, 464 с., Красс, М. С., Чупрынов, Б.В., 2010
- Математический анализ, учебник, Ч. 1, 7-е изд., новое доп., XII, 564 с., Зорич, В. А., 2015
- Математический анализ, учебник, Ч. 2, 7-е изд., новое доп., XII, 675 с., Зорич, В. А., 2015
- Новак Е. В., Рязанова Т. В., Новак И. В. ; Под общ. ред. Рязановой Т.В. - ИНТЕГРАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 112с. - ISBN: 978-5-534-08358-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/integralnoe-ischislenie-i-differencialnye-uravneniya-438160
- Плотникова Е. Г., Левко С. В., Логинова В. В., Хакимова Г. М. ; Под общ. ред. Плотниковой Е. Г. - МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 300с. - ISBN: 978-5-534-07545-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/matematicheskiy-analiz-i-diskretnaya-matematika-441347
- Судоплатов С. В., Овчинникова Е. В. - ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА 5-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 279с. - ISBN: 978-5-534-00871-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/diskretnaya-matematika-432016
- Судоплатов С. В., Овчинникова Е. В. - ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА 5-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 279с. - ISBN: 978-5-534-11632-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/diskretnaya-matematika-445773
Рекомендуемая дополнительная литература
- Математический анализ, расчётные задания, Ч. 1, 46 с., Бляхман, Л. Г., Бобков, Н. Н., Тютин, В. В., Малыженкова, В. И., 2007
- Математический анализ, расчетные задания, Ч. 2, 35 с., Бляхман, Л. Г., Бобков, Н. Н., Тютин, В. В., Малыженкова, В. И., Захарова, Е. В., 2007