Бакалавриат
2021/2022
Языки мира
Статус:
Курс обязательный (Фундаментальная и прикладная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород)
Когда читается:
2-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
26
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках освоения дисциплины студенты узнают о языковом разнообразии, о генеалогической классификации и типологических характеристиках языков различных ареалов. Последовательно рассматриваются языки Европы, Северо-Восточной Азии, Океании, Новой Гвинеи и Австралии, Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки, Африки.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения учебной дисциплины являются: 1. Ознакомление студентов с языковым разнообразием в мировом масштабе; 2. Параметры типологического варьирования человеческого языка; 3. Введение в современные подходы к изучению принципов, обуславливающих языковое варьирование; 4. Базовые характеристики основных языковых ареалов мира.
Планируемые результаты обучения
- Студент должен знать базовые характеристики основных языковых ареалов мира.
- Студент должен знать классификацию и основные типологические характеристики языков Азии и Океании.
- Студент должен знать классификацию и основные типологические характеристики языков Африки
- Студент должен знать классификацию и основные типологические характеристики языков Мезоамерики и Южной Америки
- Студент должен знать классификацию и основные типологические характеристики языков Новой Гвинеи и Австралии
- Студент должен знать классификацию и основные типологические характеристики языков Северной Америки.
- Студент должен знать основные понятия синтаксиса и грамматической семантике, находящиеся в центре внимания современной лингвистики.
- Студент должен уметь анализировать грамматические явления как ареальные свойства языков
- Студент должен уметь ориентироваться в лингвистической географии и генеалогической классификации
- Студент должен уметь читать и сопоставлять грамматические описания ранее неизвестных студенту языков
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Ареальная лингвистика и языковые контакты в контексте функциональной типологии
- Тема 2. Языки Евразии
- Тема 3. Языки Юго-Восточной Азии и Океании
- Тема 4. Языки Новой Гвинеи и Австралии
- Тема 5. Языки Северной Америки
- Тема 6. Языки Мезоамерики и Южной Америки
- Тема 7. Языки Африки
- Тема 8. Языки контактного происхождения. Влияние языковых контактов и социолингвистической вариативности на структуру языка.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 3 модуль0.5 * Разговор с преподавателем и ответ на вопросы + 0.5 * Домашнее задание
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Haspelmath, M. (2018). How Comparative Concepts And Descriptive Linguistic Categories Are Different (Revised). https://doi.org/10.5281/zenodo.570000
Рекомендуемая дополнительная литература
- Dahl, O., & Typology of Languages in Europe (Project). (2000). Tense and Aspect in the Languages of Europe. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=281573