Бакалавриат
2021/2022
Культура и коммуникации
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление:
42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Евстафьев Дмитрий Геннадиевич,
Мелкумова Елена Станиславовна,
Саратовская Александра Эрленовна,
Цыганова Любовь Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
94
Программа дисциплины
Аннотация
Название Культура и коммуникация исходило из концепции рассмотрения культуры как коммуникативного процесса - Culture as communication (E. Hall, 1954), и рассмотрения коммуникативных процессов через призму культуры. Дисциплина состоит из 3 модулей. В первом модуле студенты изучают культуру и влияние на нее процессов глобализации и постглобализации, понимание религия, мораль, ценности в разных культурах. Взаимодействию культуры и власти, формированию культурной памяти. во 2 модуле студенты изучают социокультурыне институты, рассматривают виды искусства как коммуникацию. Готовят проекты, связанные с культурными институциями г. Москвы. В 3 модуле студенты изучают культурное проектирование - от глобальных проектов к средовым практикам и личным проектам.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины является овладение базовыми теоретическими и практическими подходами к культурным исследованиям с акцентированием особого внимания к пониманию средств массовой̆ информации и массовой̆ культуры
Планируемые результаты обучения
- Формулировать и распознавать основные концепты коммуникации в социокультурном процессе
- Применять методы культурных исследований
- Дифференцировать основные проблемы работы социокультурный институтов
- Оценивать проблемы коммуникации в культурных индустриях
- Выделять отличительные особенности теории межкультурных коммуникаций, адаптации, культурных изменений, теории искусства
Содержание учебной дисциплины
- Становление межкультурных коммуникаций как области знаний.
- Виды и уровни межкультурной коммуникации.
- Научные парадигмы в исследованиях межкультурных коммуникаций.
- Межкультурные коммуникации и аккультурация.
- Незападные теории межкультурной коммуникации.
- Теоретико - методологические подходы к изучению субкультур.
- Глобализация и культура
- Религия, мораль, ценности
- Культура и власть
- Культурная память
- Виды и формы искусства
- Социокультурные институты
- Культурное проектирование как особая практика. Кто и для чего им занимается.
- Музей как форма коммуникации.
- Уровни культурного проектирования. Масштабирование проектов, ресурсы и ограничения
- Театр как форма коммуникации
- Телевидение как форма коммуникации
- Кино как форма коммуникации
- Живопись как форма коммуникации
- Личные стратегии в рамках культурного проектирования, персонализация и персонификация, сетевые взаимодействия
- Архитектура как форма коммуникации
- Скульптура как форма коммуникации
- Культурное проектирование вне институций - низовые и средовые практики
- Современное искусство и фотография
- Культура и идентичность. Культурные коды.
- Музыка как форма коммуникации
- Внутри- и межинституциональное проектирование
- Виртуализация искусства
- Глобальное проектирование и мега-проекты
Элементы контроля
- работа на семинаресредняя оценка за выступления на семинарах по заданным темам, участие в дискуссиях.
- домашнее задание
- экзамен
- работа на семинаресредняя оценка за выступления на семинарах по заданным темам, участие в дискуссиях
- ЭссеСредняя арифметическая оценка за эссе (8 эссе)
- Практическое заданиеСредняя арифметическая оценка за индивидуальные проекты (3 проекта)
- Групповой проектЗадание: Разделитесь по группам по 4 человека. Проанализируйте постоянную выставку Еврейского музея, используя методы динамичных и статичных исследований посетителей в зале, метод «тайный посетитель» для исследования поведения сотрудников, а также интервью с посетителями, завершившими просмотр. Перед походом в музей у вас на руках будут –– 1)карта экспозиции в нескольких экземплярах, 2) бланки с необходимой информацией для аналитики от музея. Необходимо провести аналитику с включением следующих элементов: - Тепловая карта экспозиции. Отметить самые популярные и наименее популярные экспонаты –– каково медианное время, проведенное зрителем перед такими экспонатами? Как зрители с ними взаимодействуют? Определите основные маршруты, точки остановок и ускорения. - Эргономика выставки и навигация в здании. Насколько посетителям удобно пользоваться пространством экспозиции? Какие залы/экспонаты посещаются, а какие не заметны? Удобно ли зрителям читать экспликации? Запускать интерактивные объекты? Находятся ли сразу важные элементы в здании? - Зрительский опыт. Определите основные типы «опытов», переживаемых зрителями во время визита: визуальный, коммуникационный, аудиальный и т.д. Что зрители делают во время просмотра –– говорят ли между собой? Взаимодействуют ли со смотрителями? Фотографируют ли? (При проведении интервью) Каковы были их ожидания перед просмотром? - Штат музея. Проанализируйте, как выполняют свою работу те или иные сотрудники музея, согласно информации в бланке. (при проведении метода «Тайный покупатель»). Аналитику необходимо презентовать в виде презентации ppt на экзамене, а также включить свои рекомендации по результатам исследования.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.2 * работа на семинаре + 0.3 * Групповой проект + 0.3 * Эссе + 0.2 * Практическое задание
- 2022/2023 учебный год 1 модуль0.5 * работа на семинаре + 0.5 * домашнее задание + 0 * экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Gray, A. (2003). Research Practice for Cultural Studies : Ethnographic Methods and Lived Cultures. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=251407
- Warren, T. L. (2017). Cross-cultural Communication : Perspectives in Theory and Practice. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1480963
- Warren, T.L. Cross-Cultural Communication: Perspectives in Theory and Practice / Thomas L. Warren. – Oxon; New York: Routledge: Taylor & Francis Group, 2017. – (Baywood's Technical Communications Series / ser. ed.: Charles H. Sides). – Текст: электронный // DB ProQuest Ebook Central (ebrary) [сайт].
- Садохин, А.П. История мировой культуры: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 975 с. — (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-01847-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028487
- Таратухина Ю. В., Цыганова Л. А. - МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 199с. - ISBN: 978-5-534-08259-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mezhkulturnaya-kommunikaciya-semioticheskiy-podhod-424712
- Тлостанова, М. (2013). Постконтинентальная Философия: Пост- И Неометафизический Поворот.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Duncombe, S. (2007). (From) Cultural resistance to community development. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.186335B1
- Hooper-Greenhill, E. (1994). Museums and Their Visitors. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=83154
- Ingold, T. (2010). Ways of mind-walking: reading, writing, painting. Visual Studies, 25(1), 15–23. https://doi.org/10.1080/14725861003606712
- Questions of Cultural Identity : SAGE Publications, edited by Stuart Hall, and Gay, Paul du, SAGE Publications, 1996. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1474805.
- Rana, J. (Jasmijn), Willemsen, M. (M. ., & Dibbits, H. C. (H. C. . (2017). Moved by the tears of others: emotion networking in the heritage sphere. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.49CA2DC4
- Smith, A. M. (1999). STUART HALL: CRITICAL DIALOGUES IN CULTURAL STUDIES (Book). Ethnic & Racial Studies, 22(1), 206–208. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=sih&AN=1599822
- St. Amant, K., & Sapienza, F. (2017). Culture, Communication and Cyberspace : Rethinking Technical Communication for International Online Environments (Vol. First edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1551865
- Бураченко А. И. - ИСТОРИЯ ТЕАТРА И КИНО 2-е изд. Практическое пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 47с. - ISBN: 978-5-534-11592-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-teatra-i-kino-445689
- КИМЛИКА У. (2013). Взлет И Падение Мультикультурализма?
- Межкультурная коммуникация в информационном обществе : учебное пособие, Таратухина, Ю. В., 2019
- Таратухина Ю.В. Межкультурная коммуникация в информационном обществе / Ю.В. Таратухина, Л.А. Цыганова, Д.Э. Ткаленко. - Москва : ВШЭ, 2019. - 99 с. - ISBN 978-5-7598-1783-3. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/362093/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.
- Телевидение: Теория, история, практика: 1958–2017 : библиографический указатель / составители С. И. Сычев; при участии Е. С. Полиевской [и др.] ; ответственный редактор В. Т. Третьяков. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 224 с. — ISBN 978–5–7567–1000–7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/122997 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Тлостанова, М. (2011). Деколониальность Знания И Преодоление Дисциплинарного Декаданса.