Бакалавриат
2021/2022
Научно-исследовательский семинар "Введение в лингвистическую антропологию"
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Фундаментальная и прикладная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород)
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар «Введение в лингвистическую антропологию» читается на первом курсе бакалавриата образовательной программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика». Пререквизиты курса: базовые лингвистические знания, полученные в рамках курсов «Введение в лингвистику» и «Языковое разнообразие». Формат изучения: лекции, семинары, без использования онлайн курсов.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление студентов с теоретическими основами лингвистической антропологии.
- Изучить историю развития лингвистической антропологии.
- Изучить историю гипотезы лингвистической относительности.
- Изучить основные достижения лингвистической антропологии.
- Изучить основные понятия и предмет лингвистической антропологии.
- Изучить основные методы и приѐмы анализа языковых сообществ, принятые в лингвистической антропологии.
Планируемые результаты обучения
- Дать критическую характеристику направления «лингвокультурологии».
- Дать определение ГЛО и охарактеризовать её современное состояние; описать особенности неоконфуцианства.
- Описать в сравнении особенности полевых исследований в лингвистической антропологии.
- Описать взаимосвязь между религиями Писания и конкретными языками; между другими религиозными системами и языком.
- Описать влияние политики и социального устройства общества на язык и обратно; описать связь языка и гендера.
- Описать связь языка и этничности, а также понятие идентичности и механизмы ее формирования.
- Описать, как в различных языках выражаются цвет, пространство, время, системы родства, системы счисления; описать различия между наивной и научной картинами.
- Описать, что такое народная лингвистика и какие мифы о языке наиболее часто встречаются.
- Сформулировать подходы лингвистической антропологии к описанию коммуникации.
- Сформулировать различия между лингвистической антропологией, антропологической лингвистикой, этнолингвистикой, «лингвокультурологией», социолингвистикой, теорией межкультурной коммуникации.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Лингвистическая антропология и смежные науки.
- Тема 2. Мифы о языке и отношение к языку.
- Тема 3. Гипотеза лингвистической относительности.
- Тема 4. «Лингвокультурология».
- Тема 5. Связь языка и смыслов. Категоризации в языке.
- Тема 6. Язык и религия.
- Тема 7. Идентичность.
- Тема 8. Этнография коммуникации.
- Тема 9. Гендер и язык. Язык и власть.
- Тема 10. Методы полевых исследований.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.5 * Экзамен + 0.3 * Работа на семинарах + 0.2 * Контрольная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Перехвальская Е. В. - ЭТНОЛИНГВИСТИКА. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 351с. - ISBN: 978-5-534-02616-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/etnolingvistika-433205
Рекомендуемая дополнительная литература
- Санникова, И. И. Этнолингвистика : учебное пособие / И. И. Санникова ; под редакцией А. А. Петрова. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2015. — 109 с. — ISBN 978-5-9765-2487-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/72688 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.