Магистратура
2021/2022
Мастер-классы приглашенных преподавателей
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур)
Направление:
45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит студентов с основными сведениями об особенностях преподавания РКИ, систематизирует знания об области применения профессиональных знаний в России и за рубежом, тренирует умения и формирует навыки обучения русскому языку «нестандартных» студентов, готовит магистров к будущей профессиональной деятельности.
Цель освоения дисциплины
- Профессиональная задача №1: создание методических пособий по русской фонетике, лексике, грамматике, синтаксису и стилистике для разных категорий студентов, в том числе с применением новых информационных технологий и методов;
- Целью курса «Мастер-классы приглашенных преподавателей» является подготовка магистров к будущей профессиональной деятельности, знакомство со специалистами и профессиональными задачами в лингводидактике, методике, преподавании.
- Профессиональная задача №2: обучение русскому языку «нестандартных» студентов (носителей «домашнего русского», детей-билингвов и пр.)
- Профессиональная задача №3: разработка тестов и методических рекомендаций для изучения русского как неродного, знакомство с требованиями тестирования ТРКИ и других принятых тестовых систем (CEFR, ACTFL, etc.)
- Профессиональная задача №4: академическая карьера в России или за рубежом, в частности, поступление в аспирантуру или докторантуру, подготовка публикаций международного уровня и пр.
Планируемые результаты обучения
- Студент знает базис для обучения академическому письму
- Студент знает об ограничениях в обучении академическому письму
- Студент знает, как подготовить свои методические разработки для начала работы над их публикацией
- Студент знаком с игровыми методами в преподавании языка
- Студент знакомится с актуальными методиками преподавания РКИ в мультиязычных группах.
- Студент имеет представление о базовых требованиях к разработке учебников
- Студент может провести занятие РКИ с включением игр
- Студент может провести оценочный анализ приложения и программы
- Студент может провести урок академического письма по плану
- Студент может разработать урок с включением программ или приложений РКИ
- Студент познакомиться с актуальным состоянием электронного рынка РКИ
- Студент умеет искать и критически анализировать современные учебники РКИ
- знает требования к тестированиям и тесторам (по системе ТРКИ и альтернативным системам)
- проводит тестирование по разным аспектам языковой деятельности
- Студент владеет лингвистической терминологией в области русской грамматики
- Студент знает о классификации корпусов в современной русистике
- Студент знает о принципах создания лексических минимумов
- Студент знает рекомендуемые пособия, которые может использовать в работе
- Студент знает трудные аспекты грамматики, которые надо особенно объяснять на занятии
- Студент может использовать корпусные данные для подготовки урока
- Студент может осознанно отбирать лексический материал для занятий
- Студент может работать в основных корпусах русского языка (НКРЯ) и в экселе
- Студент представляет разнообразие образовательных мероприятий, которые могут быть проведены в области РКИ
- Студенты понимают специфику преподавания в летних школах и на интенсивных курсах
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Современные методы и технологии преподавания РКИ в смешанных группах
- Тема 2. Обучение академическому письму иностранных учащихся РКИ
- Трудные аспекты преподавания лексики в практике РКИ
- Тема 3. Разработка качественного учебника: что нужно и чего нельзя
- Организация и проведение специальных мероприятий РКИ
- Тема 4.Современные приложения и программы для обучения РКИ
- Корпусное преподавание РКИ
- Тема 5. Методики игрового обучения РКИ
- Аспекты русской грамматики с точки зрения лингвистики и лингводидактики
- Современные методики тестирования по РКИ
Элементы контроля
- Критическое эссе по анализу мастер-класса
- Работа на занятиях: участие в дискуссиях и разборе кейсов
- Письменный анализ выбранного мастер-классаАнализ с точки зрения его содержания и применимости предложенных методов в собственной профессиональной деятельности. Экзамен за курс проводится в письменной форме (творческое эссе). Прокторинг на экзамене не предусмотрен. Тексты творческих эссе должны быть высланы на электронный адрес преподавателя курса не позднее 23:59 в среду, 10 июня. Студентам разрешено пользоваться любыми доступными материалами (слайдами с мастер классов, конспектами и пр.) как при выборе темы для эссе, так и при его написании.
- План эссе
- Академическое эссе по темам мастер-классов
Промежуточная аттестация
- 2020/2021 учебный год 3 модуль0.2 * Письменный анализ выбранного мастер-класса + 0.5 * Критическое эссе по анализу мастер-класса + 0.3 * Работа на занятиях: участие в дискуссиях и разборе кейсов
- 2021/2022 учебный год 3 модуль0.3 * План эссе + 0.7 * Академическое эссе по темам мастер-классов
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Romanov, Y., & Snegurova, T. A. (2017). Intercultural Communication and Teaching Russian to International Students at Language Summer Courses ; Межкультурная коммуникация и преподавание русского языка иностранным студентам на летних языковых курсах. https://doi.org/10.15507/1991-9468.088.021.201703.371-384
- Арефьев А. Л. ; Под ред. Осипова Г.В. - СОЦИОЛОГИЯ ЯЗЫКА. РУССКИЙ ЯЗЫК. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ В МИРЕ 2-е изд., пер. и доп. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 301с. - ISBN: 978-5-534-10791-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-yazyka-russkiy-yazyk-sovremennoe-sostoyanie-i-tendencii-rasprostraneniya-v-mire-431524
- Добрушина Н. Р., & Левинзон А. И. (2006). Информационные Технологии В Гуманитарном Образовании: Национальный Корпус Русского Языка. Вопросы Образования // Educational Studies, 4, 163.
- Кто?Где?Когда?Русская грамматика в картинках для начинающих., Малышев, Г.Г.,
- Маркина, Е. (2011). О соотношении понятий «лексический минимум» и «учебный словарь» в методике преподавания русского языка как иностранного. Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, 129.
- Ольховская Александра Игоревна. (2019). Корпусное Преподавание Русского Языка. Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Pedagogičeskogo Universiteta, 2, 98–107. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2019-2-98-107
- Русская грамматика в таблицах и схемах : справ. пособие для иностр. учащихся : учеб. пособие для вузов, Новикова, Н. С., 2015
- Рябушкина С. В. (2015). Русский язык : практикум по правописанию. Директ-Медиа.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Абрамова М. В. - РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ. ПЕДАГОГИКА. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 181с. - ISBN: 978-5-534-06779-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-kak-inostrannyy-pedagogika-praktikum-442107
- Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М. - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-08297-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-424762