Бакалавриат
2021/2022
Актуальная социальная теория
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
Это правда, что многие социальные теории, оказавшие колоссальное влияние на развитие гуманитарного знания в ХХ веке (скажем, идеи Мишеля Фуко, Эдварда Саида или Жана Бодрийяра), все еще помогают осмыслить и понять нынешние социальные и медийные процессы. Однако распространение новых технологий и всеобщая диджитализация, очевидно, требуют нового теоретического аппарата и новых инструментов для осмысления цифрового (но не только) мира. Поэтому в рамках данного курса предлагается освоить самые актуальные социальные теории (или авторские аналитические оптики, которые часто отказываются от широких концептуальных обобщений), появившиеся в последнее десятилетие XXI столетия. Например, это «радикальные технологии» (Адам Гринфилд), «цифровой капитализм» (Джуди Вайсман), «надзорный капитализм» (Шошанна Зубофф), «критическая теория интернета» (Герт Ловинк) и многое другое. Все эти авторы работают с современностью, и, хотя единой концепции нынешнего состояния развития общества нет, студенты смогут освоить инструменты для работы с настоящим. Курс ориентирован преимущественно на академическую, а не практическую работу – чтение текстов, анализ и обсуждение концепций.
Цель освоения дисциплины
- Овладение знаниями об актуальных социальных теориях и об авторских аналитических оптиках, которые позволяют понять и описать современные социальные и медиапроцессы.
- Развитие способностей к применению изученных оптик на практике.
- Развитие навыков самостоятельного и критического мышления, способностей к самостоятельному анализу современных медиапроцессов.
- Повышение уровня эрудиции, развитие способностей к грамотному выстраиванию аргументации, к публичной и письменной дискуссии.
Планируемые результаты обучения
- Дифференцирует изученные концепции и сравнивает их.
- Знает интерпретации истории социальной мысли.
- Знает историю постмодерна (анализ Перри Андерсона).
- Знает историю социальной теории феминизма.
- Знает концепции надзорного капитализма Шошаны Зубофф, платформенного капитализма Ника Срничка, коммуникативного капитализма Джоди Дин.
- Знает концепцию радикализованного модерна (Энтони Гидденс).
- Знает основные теории позднейшего капитализма: теорию позднего капитализма (Эрнст Мандель), когнитивного (Андре Горц) и эмоционального капитализма, теорию капиталистического реализма (Марк Фишер), теорию «Клевого капитализма» (Джим Макгиган).
- Знает теорию базового дохода (Филипп Ван Парайс).
- Знает теорию выживаемости патриархата Кэрол Гиллиган.
- Знает теорию гендера Джудит Батлер.
- Знает теорию гибкого накопления Дэвида Харви.
- Знает теорию идеологии Луи Альтюссера.
- Знает теорию культурного материализма Реймонда Уильямса.
- Описывает специфику посткапитализма (Ник Срничек и Алекс Уильямс / Пол Мейсон).
- Описывает ускорение социального времени в концепции цифрового капитализма Джуди Вайсман.
- Описывает этику заботы (феминистская альтернатива классической философии).
- Понимает общие проблемы социальной теории феминизма.
- Понимает основные тенденции в новейшей левой теории (Йоран Терборн).
- Понимает подход к анализу капитализма Джонатана Крэри.
- Понимает подход Фредрика Джеймисона в анализе постмодернизма.
- Понимает специфику постмодернизма в культуре (Ихаб Хассан).
- Понимает, как концептуализирует радикальные технологии Адам Гринфилд.
- Сравнивает изученные концепции.
- Сравнивает изученные теории и оптики.
Содержание учебной дисциплины
- Постмодернизм в социальной теории
- Социальная теория феминизма
- Неомарксизм и постмарксизм
- Социальные теории позднейшего капитализма
- Цифровой капитализм
Элементы контроля
- Работа на семинарахЗа активность на 1 (одном) семинаре можно получить 1 балл (плюс). Баллы за все семинары суммируются, оценка за семинарские занятия вычисляется в процентном соотношении от максимального количества баллов (оно соответствует количеству семинаров).
- ЭссеОценки не округляются
- Устный экзаменОценки не округляются
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.25 * Эссе + 0.5 * Работа на семинарах + 0.25 * Устный экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Истоки постмодерна / Андерсон П., Апполонов А.; Под ред. Маяцкий М. - Москва :ИД Тер. будущего, 2011. - 208 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 978-5-91129-066-5 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/359876
Рекомендуемая дополнительная литература
- Butler, J. (2007). Gender Trouble : Feminism and the Subversion of Identity. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=881409