Бакалавриат
2021/2022
Цифровая грамотность для менеджеров
Статус:
Курс обязательный (Управление бизнесом)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Данная дисциплина представляет собой адаптацию общеуниверситетского курса “Цифровая грамотность” для студентов образовательных программ бакалавриата направления “Менеджмент” и направлен на формирование базовых цифровых компетенций современного менеджера и маркетолога для работы в условиях быстро меняющейся международной цифровой среды. В курсе рассматриваются понятия цифрового рабочего места, цифровой среды и основных цифровых инструментов современного менеджера, а также основные вопросы, необходимые для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов сети Интернет в дальнейшей учебе и работе. Отдельное внимание в курсе уделено вопросам, касающимся применения методов и алгоритмов анализа данных в управлении. Отдельная часть курса посвящена этическим вопросам, связанным с цифровыми технологиями, в т.ч. вопросам охраны интеллектуальной собственности в цифровой среде, а также вопросам безопасности данных, включая вопросы защиты персональных данных.
Цель освоения дисциплины
- Овладеть принципами и методами использования цифровых технологий в деятельности современного менеджера и маркетолога
- Знать о том, какие существуют возможности использования цифровых технологий в менеджменте, основной цифровой инструментарий современного менеджера и маркетолога
- Уметь пользоваться основным инструментарием программного пакета MsExcel и MsPowerpoint для решения базовых задач в дальнейшем обучении и в перспективе в управленческой практике
- Осознавать вызовы и тенденции влияния развивающихся цифровых инструментов на профессию менеджера и маркетолога
Планируемые результаты обучения
- Анализирует риски утечки важной информации
- Выявляет различия между фишинговым и обычным письмом
- Знает простейшие методы статистического анализа для простых прогнозов в MsExcel (например, построение трендов. корреляционный анализ и т.п.).
- Называет основные горячие клавиши для работы в Excel
- Называет переходные адаптеры для подключения несовместимых устройств
- Называет способы защиты авторских прав в сети Интернет
- Объясняет понятие машинного обучения
- Объясняет типы построения структуры презентации и ситуации их применения
- Объясняет, как работают поисковые системы
- Описывает виды моделей машинного обучения и их сущность, алгоритм оценки качества модели
- Описывает основные составляющие медиаграмотности и особенности коммуникации в сети
- Описывает основные способы структурирования информации на слайде
- Определяет версию операционной системы, установленную на компьютере
- Определяет признаки различных типов данных
- Применяет базовые знания функций Excel: в частности, умеет преобразовывать данные из одного типа в другой, работа с комбинированными формулами и функциями (простые типа СУММ, знак доллара, полезные функции типа СУММЕСЛИ и ВПР), в т.ч. вбивать формулы, растягивать формулы, таблицы, копировать данные из одного листа на другой, переключать стили обращения к ячейкам, фиксировать ячейки в формулах
- Применяет конвертацию файлов из одного формата в другой
- Применяет основные горячие клавиши для работы в Power Point
- Применяет основные горячие клавиши для работы в программах Word
- Применяет первичную обработку и анализ данных
- Применяет правила оформления источников литературы при написании академических работ
- Применяет принципы работы с персональными данными
- Применяет средства Excel для создания выбранного типа графика и диаграммы (в т.ч. круговых диаграмм, столбиковых диаграмм, диаграмм рассеяния)
- Применяет средства Power Point для создания выбранного типа инфографики/схемы, а также дизайна построенного графика
- Применяет фильтры данных в таблицах
- Проверяет достоверность информации в первоисточниках
- Решает задачу поиска библиографической ссылки с помощью поисковых систем/Google Scholar/Research Gate
- Создает или умеет вставлять изображения, схемы, таблицы, гиперссылки в тексте
- Создает корректные и грамотные письма для решения учебных задач
- Создает план работы (проектной/курсовой/доклада и пр.) по данной теме на основе поиска, отбора и анализа источников
- Создает различные визуальные элементы - таблицы, графики, схемы и пр.
- Создает релевантные поисковые запросы для поиска информации в сети Интернет
- Создает сводные таблицы и использует функцию поискую решения для выполнения поставленной задачи
- Создает слайды, а также применяет следующие навыки: копировать, копировать стиль, менять фон слайда, дублировать форматирование, сохранять и экспортировать слайды в разных форматах
- Создает форматирование различных составляющих текста: умеет создавать списки разного формата, делать выравнивание, менять шрифт, делать отступы и пр.
- Составляет список угроз цифрового пространства
- Сравнивает разные типы визуализации данных и применяет выбранный тип для решения поставленной задачи
- Сравнивает форматы для изображений и звука и применяет наиболее подходящий
Содержание учебной дисциплины
- Компьютерная грамотность
- Основы работы с текстовыми технологиями
- Основы интернет- и медиаграмотности
- Академическая грамотность и использование цифровых технологий для исследовательской работы
- Основы работы с табличными данными
- Основы создания презентаций
- Основы компьютерной безопасности и юридические аспекты информационных технологий
- Основы работы с данными
Элементы контроля
- Оценка за онлайн курс
- Проектная работаСдается на последнем семинаре в 3 модуле. Защита проходит в очном формате. Примерные составляющие проекта: 1. Выбор темы проекта (не оценивается) 2. Создание укрупненного плана проекта 3. Подготовка теоретической части (краткого обзора литературы) аналитической записки 4. Сбор данных, обработка и визуализация результатов 5. Подготовка практической части аналитической записки 6. Сдача аналитической записки не позднее, чем за 7 дней до даты экзамена 7. Подготовка презентации 8. Защита проекта в период сессии
- Домашние задания
- ЭкзаменОценки, входящие в формулу результирующей оценки за дисциплину при ее расчете, не округляются. Округляется лишь результирующая оценка за курс. Способ округления результирующей оценки по дисциплине: округление к ближайшему целому.
- Аудиторная работаВыполнение заданий на семинарах, активность на лекциях (устные ответы и заполнение гугл-форм), выполнение тестов на семинарах
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 3 модуль0.16 * Аудиторная работа + 0.3 * Экзамен + 0.19 * Домашние задания + 0.15 * Оценка за онлайн курс + 0.2 * Проектная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Бринк Х. Машинное обучение / Х. Бринк, Д. Ричардс, М. Феверолф. - Санкт-Петербург : Питер, 2017. - 336 с. - ISBN 978-5-496-02989-6. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/355472/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.
- Калмыкова С.В., Ярошевская Е.Ю., Иванова И.А. - Работа с таблицами в Microsoft Excel: учебно-методическое пособие - Издательство "Лань" - 2019 - 136с. - ISBN: 978-5-8114-3626-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/121489
- Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М. - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 284с. - ISBN: 978-5-534-08297-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-455611
- Молочков, В. П. Microsoft PowerPoint 2010 : учебное пособие / В. П. Молочков. — 2-е изд. — Москва : ИНТУИТ, 2016. — 277 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100649 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Оформляем документы на персональном компьютере: грамотно и красиво. ГОСТ Р 6.30-2003. Возможности Microsoft Word : практич. пособие / И.В. Журавлева, М.В. Журавлева. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 187 с. — (Просто, кратко, быстро). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1030249
- Петров, А. А. Компьютерная безопасность. Криптографические методы защиты / А. А. Петров. — Москва : ДМК Пресс, 2008. — 448 с. — ISBN 5-89818-064-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/3027 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Секреты приложений Google / Балуев Д. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 287 с.: ISBN 978-5-9614-1274-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923761
Рекомендуемая дополнительная литература
- Can Google Scholar and Mendeley help to assess the scholarly impacts of dissertations? (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C32203D9
- Held, B., Moriarty, B., & Richardson, T. (2019). Microsoft Excel Functions and Formulas (Vol. Fifth edition). Dulles, Virginia: Mercury Learning & Information. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2051937
- Петроченков А.С. Введение в Google Analytics / А.С. Петроченков. - Санкт-Петербург : Питер, 2018. - 224 с. - ISBN 978-5-496-02929-2. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/355482/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.
- Флах, П. Машинное обучение. Наука и искусство построения алгоритмов, которые извлекают знания из данных / П. Флах. — Москва : ДМК Пресс, 2015. — 400 с. — ISBN 978-5-97060-273-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/69955 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.