Бакалавриат
2021/2022
Медиаграмотность
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Шомова Светлана Андреевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Медиаграмотность - одно из важнейших образовательных направлений в современном мире; по рекомендациям ЮНЕСКО, она предлагается ко внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и образования и образования в течение всей жизни человека. Предлагаемый курс учит использовать навыки критического мышления для того, чтобы отличать новостной текст от рекламы и пропаганды, оценивать источники информации по степени их надежности и авторитетности, понимать разницу между фактом и мнением, отбирать качественные новости среди «информационного мусора», анализировать визуальные образы, осознавать принципы «грамотного» взаимодействия с такими медиа, как компьютерные игры, комиксы, мемы и др.. Дисциплина готовит грамотного потребителя информации, из каких бы источников она ни исходила – пресса, радио, телевидение, новые медиа.
Цель освоения дисциплины
- Изучение основных понятий и ведущих компонентов феномена медиаграмотности; факторов, влияющих на ее становление; «зон риска» современных медиа.
- Знакомство со специфическими характеристиками новостных материалов, отличающими их от материалов других типов современной журналистики, рекламы, PR, пропаганды и иных элементов информационного пространства.
- Овладение методиками оценки источников новостей.
- Освоение технологий анализа новостных материалов различных СМИ, выработка навыков критического мышления по отношению к продукции современных медиа.
- Выработка навыков критического мышления по отношению к продукции современных медиа.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует новостные материалы различных СМИ.
- Владеет методиками атрибутирования медиатекстов.
- Ориентируется в ведущих механизмах формирования новостной повестки дня.
- Различает методики манипуляции в визуальных материалах.
- Выделяет специфические характеристики новостных материалов, отличающих их от материалов других типов современного медиаконтента, рекламы, PR, пропаганды и иных элементов информационного пространства; различает маркеры новостных сообщений, помогающие отграничить их от иных материалов медиа.
- Называет имена, даты, концепции, основные определения медиаграмотности.
- Отличает факт от мнения в современном медиапространстве.
- Понимает специфические особенности трансмедийного контента (комиксы, мемы, компьютерные игры, аудиовизуальные материалы и т.д.) и владеет навыками грамотного медиапотребления такого контента.
Содержание учебной дисциплины
- Медиаграмотность: сущность, основные понятия, проблемы формирования
- Новости в социуме: историческая ретроспектива
- Новость в современном коммуникационном пространстве
- Новости в социуме: закономерности производства, распространения и потребления
- Новость и ее «соседи» по медиапространству (проблема идентификации новостного сообщения)
- Журналистика новостей и журналистика мнений
- Сбалансированные и честные новости: профессиональный миф или объективная реальность?
- Проблема правдивости и достоверности новостных сообщений
- Методики оценки источников информации
- Способы анализа, декодирования и деконструкции новостных сообщений современных медиа
- Фейк как исторический феномен и современное явление
- Власть изображения: манипуляционные возможности визуального контента
- Трансмедийный контент. Возможности его интерпретации и грамотного медипотребления
- Основы трансмедийной грамотности. Компьютерные игры, комиксы, мемы
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 3 модуль0.2 * Домашние задания + 0.2 * Посещаемость + 0.4 * Проект + 0.2 * Работа на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Амиров, В. М. Деловая журналистика : учебное пособие / В. М. Амиров. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 100 с. — ISBN 978-5-9765-3483-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/105141 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Кирия, И. В. История и теория медиа : учебник / И. В. Кирия, А. А. Новикова. — Москва : Высшая школа экономики, 2017. — 423 с. — ISBN 978-5-7598-1188-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100133 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Тертычный, А. А. Аналитическая журналистика : учебное пособие / А. А. Тертычный. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2013. — 352 с. — ISBN 978–5–7567–0555–3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68845 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Калмыков, А.А. Интернет-журналистика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021400 «Журналистика» / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 383 с. — (Серия «Медиаобразование»). - ISBN 978-5-238-00771-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028746
- Муратов С. А. - ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА. ТЕЛЕВИДЕНИЕ В ПОИСКАХ ТЕЛЕВИДЕНИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 240с. - ISBN: 978-5-534-06810-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/televizionnaya-zhurnalistika-televidenie-v-poiskah-televideniya-434634
- Тард, Г. Общественное мнение и толпа / Г. Тард. — Санкт-Петербург : Издательство "Лань", 2014. — 91 с. — ISBN 978-5-507-38120-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/47049 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.