Магистратура
2021/2022





Методика преподавания и практикум по методике РКИ, в том числе с использованием компьютерных инструментов
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Статус:
Курс обязательный (Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур)
Направление:
45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Еремина Ольга Сергеевна
Прогр. обучения:
Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур
Язык:
русский
Кредиты:
2
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Курс дает магистрантам базовые представления о лингводидактике и учит применять их в практике преподавания русского языка как иностранного, особое внимание уделяется решению лингводидактических задач при помощи новых информационных технологий.
Цель освоения дисциплины
- Курс охватывает все базовые области лингводидактики и рассматривает из на примере преподавания русского языка как иностранного.
- Целью курса «Практикум по методике преподавания РКИ» является подготовка магистров к будущей профессиональной деятельности, получение ими знаний о требованиях российских стандартов к обучению студентов-иностранцев русскому языку на разных этапах, образовательных ресурсах и учебных комплексах в области РКИ и особенностях их применения, а также практическое освоение студентами-магистрантами умений и навыков преподавания РКИ в группах с разным составом обучающихся, а также умений самостоятельной разработки новых учебных программ и курсов по РКИ. Данный курс относится к базовым дисциплинам и обязателен для прохождения. Данный курс продолжает одноименный курс, читавшийся на первом году обучения. Знания, умения и навыки, полученные на данном курсе, могут быть применены в будущей профессиональной деятельности, а также при прохождении практики и при написании ВКР.
- Курс является вводным и не требует специальных знаний в области лингводидактики, однако предполагает знание ключевых лингвистических понятий и понимание структуры русского языка, а также наличие у слушателей собственного опыта изучения иностранных языков и навыков уверенного пользователя ПК.
- Знания, умения и навыки, полученные в рамках данного курса могут быть применены в будущей профессиональной деятельности.
Планируемые результаты обучения
- Анализируя конкретное задание, сопоставляют его планируемые результаты с конкретными уровнями таксономии Блума.
- Воспроизводят все элементы плана урока иностранного языка в правильной последовательности.
- Воспроизводят не менее 1 техники работы с звучащей речью кроме протокола работы с диалогом.
- Воспроизводят не менее 2 ключевых характеристик коммуникативного подхода к преподаванию.
- Воспроизводят описание не менее 3 техник обучения.
- Воспроизводят описание не менее 3 техник, используемых при преподавании грамматики иностранного языка.
- Воспроизводят описание не менее 3 техник.
- Воспроизводят определения основных терминов педагогики, связанных с психологией обучения.
- Воспроизводят протокол работы с звучащим диалогом.
- Воспроизводят таксономию Блума.
- Для аудитории с заданными характеристиками и конкретной обучающей задачи по теме занятия создают план урока / фрагмента урока, используя не менее 1 техники, обсуждавшейся на занятии.
- Для конкретного грамматического явления русского языка создают план урока (фрагмента урока), используя не менее 1 техники, обсуждавшейся на занятии.
- Для конкретной обучающей задачи создают план урока РКИ.
- Используют не менее 1 компьютерного средства при планировании урока РКИ с конкретными образовательными задачами.
- Могут воспроизвести не менее двух характеристик для каждого из подходов к преподаванию иностранного языка, обсуждавшихся на занятии.
- Могут перечислить не менее 5 компьютерных инструментов, используемых в преподавании РКИ.
- Наблюдая урок иностранного языка, относят его к коммуникативному / некоммуникативному. Приводят не менее 2 доказательств своей точки зрения.
- Наблюдая урок иностранного языка, соотносят его с конкретными подходами к преподаванию, приводят не менее двух доказательств верности соотнесения.
- Создавая конкретное задание, сопоставляют его планируемые результаты с уровнями таксономии Блума.
- анализирует проведенные уроки по плану: (а) описание урока, поставленные преподавателем цели и задачи, полное методическое сопровождение урока, (б) что удалось, (в) что нужно изменить / добавить.
- проводит собственные уроки в группах
- составляет план занятия, основываясь на оценке уровня владения языком и особенностях групповой динамики конкретных учебных групп
- студент владеет навыками - преподавания РКИ в группах с разным составом учащихся
- студент владеет разработки новых учебных программ и учебных материалов для курсов РКИ, ориентированных на учащихся с различными образовательными потребностями
- студент знает существующие образовательные ресурсы и УМК в области РКИ
- студент знает требования российских и зарубежных стандартов к обучению РКИ на разных этапах
- студент умеет использовать известные образовательные ресурсы и УМК в соответствии с образовательными потребностями обучаемого контингента
- студент умеет ориентироваться в основных областях применения профессиональных навыков и компетенций, приобретенных в рамках программы «Русский язык как иностранный во взаимодействии языков и культур»
Содержание учебной дисциплины
- Теоретические и практические основы методологии преподавания иностранных языков
- Практикум: разработка и проведение собственных занятий
- Коммуникативный подход к преподаванию иностранного языка
- Современные методы и подходы в преподавании РКИ (обзор)
- Обучение грамматике.
- Посещения уроков разных уровней с анализом и оценкой применяемых пособий и методик
- Обучение говорению и произношению.
- Современные учебные пособия по РКИ (разные уровни и целевые аудитории) и особенности работы с ними
- Обучение навыкам аудирования.
- Разработка (в команде) собственного учебного курса заданного уровня (обоснование целей, задач, методов, отбора материалов и пр.)
- Обучение навыкам чтения и лексике.
- Требования государственных стандартов и современные методики тестирования по РКИ
- Обучение письменным навыкам.
- Работа с «нестандартными» учащимися РКИ и работа в смешанных группах: рекомендации, материалы
- Психологические основы обучения.
- Анализ своего урока и уроков однокурсников
- Планирование урока. Подведение итогов курса.
- Разработка собственных уроков и проведение занятий (в группе однокурсников)
- Использование компьютерных инструментов в преподавании РКИ
Элементы контроля
- Домашнее заданиеВсе домашние задания могут быть пересданы (по тем же КИМ-ам) / досданы в срок не позднее, чем за неделю до экзамена. Если после дедлайна у студента не оказывается какого-либо из домашних заданий, он автоматически получает за него оценку 0. Общая оценка за домашние задания рассчитывается как среднее арифметическое за все домашние задания. Способ округления арифметический.
- активность на семинаре
- экзаменЭкзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom. К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Экзаменационное задание студенты получают заранее. На экзамене обсуждается результат заранее подготовленного, проведенного и записанного на видео урока. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
- проект
- Презентация
- Отчет (письменный)
- Письменная работа (план урока)
- Презентация (проведение урока)
- Письменная работа (проект пособия)
Промежуточная аттестация
- 2020/2021 учебный год 4 модуль0.2 * проект + 0.2 * активность на семинаре + 0.2 * экзамен + 0.4 * Домашнее задание
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.2 * Письменная работа (план урока) + 0.2 * Письменная работа (проект пособия) + 0.2 * Презентация + 0.2 * Презентация (проведение урока) + 0.2 * Отчет (письменный)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Schwieter, J. W. (2013). Innovative Research and Practices in Second Language Acquisition and Bilingualism. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=622060
- Вострякова, Н. (2013). Особенности «Дороги В Россию» (Методический Анализ Первой Части Учебного Комплекса) (Рец. На Кн.: Дорога В Россию : Учеб. Русского Языка (Элементарный Уровень) / В. Е. Антонова [И Др.]. Изд. 2-Е, Испр. М. : Цмо Мгу Им. М. В. Ломоносова ; Спб. : Златоуст, 2003. 344 С.). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FF27E798
- Электронное обучение в техническом университете/КазанскаяО.В., ЛеганМ.В., ЮнС.Г. и др. - Новосиб.: НГТУ, 2014. - 140 с.: ISBN 978-5-7782-2521-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/549084
Рекомендуемая дополнительная литература
- Kaplan R. B. (ed.) The Oxford handbook of applied linguistics. – Oxford University Press, 2010.
- Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. - Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства - Новиков Дмитрий Александрович - 2010 - ISBN: 9785-94052-194-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/917309
- Рогачева Е.Н., Семенова Л.И. - Русский как иностранный. Синтаксис простого и сложного предложения: Продвинутый уровень - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 261с. - ISBN: 978-5-9765-3473-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/102640