Бакалавриат
2021/2022
Практический курс второго иностранного языка (французский язык)
Статус:
Курс по выбору (Иностранные языки и межкультурная коммуникация)
Направление:
45.03.02. Лингвистика
Кто читает:
Школа иностранных языков
Где читается:
Школа иностранных языков
Когда читается:
4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
10
Контактные часы:
156
Программа дисциплины
Аннотация
Освоение данной дисциплины направлено на подготовку специалиста, владеющего французским языком в объёме, позволяющем в дальнейшем использовать его для решения профессиональных задач в педагогической, научно-исследовательской и научно-методической, переводческой, консультативно-коммуникативной деятельности на уровне, соответствующем «Пороговому уровню» В2 в общеевропейской классификации компетенций владения иностранным языком.
Цель освоения дисциплины
- Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции в совокупности её компонентов (языковой, речевой, межкультурной, методической /академической компетенций) как неотъемлемой составляющей профессиональной компетенции бакалавра в сфере лингвистики, преподавания иностранного языка и переводческой деятельности; достижение уровня В2 по общеевропейской классификации компетенций владения иностранным языком. Данный уровень владения французским языком позволяет решать социально-коммуникативные задачи в различных областях научной, академической, профессиональной, социально-культурной и бытовой сфер деятельности, при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования. Достижение указанного уровня коммуникативной компетенции обеспечивает реализацию принципа академической мобильности в мировом образовательном пространстве, возможность получения международных сертификатов/дипломов и осваивать образовательные программы и курсы на иностранном языке, предлагаемые зарубежными университетами.
- Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции в совокупности её компонентов (языковой, речевой, межкультурной, методической /академической компетенций) как неотъемлемой составляющей профессиональной компетенции бакалавра в сфере лингвистики, преподавания иностранного языка и переводческой деятельности; • достижение уровня В2 по общеевропейской классификации компетенций владения иностранным языком. Данный уровень владения французским языком позволяет решать социально-коммуникативные задачи в различных областях научной, академической, профессиональной, социально-культурной и бытовой сфер деятельности, при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования. Достижение указанного уровня коммуникативной компетенции обеспечивает реализацию принципа академической мобильности в мировом образовательном пространстве, возможность получения международных сертификатов/дипломов и осваивать образовательные программы и курсы на иностранном языке, предлагаемые зарубежными университетами.
- Целью освоения дисциплины «Практика речи второго иностранного языка» (француз-ский) по направлению подготовки 45.03.02. «Лингвистика» является подготовка специалиста, владеющего французским языком в объёме, позволяющем в дальнейшем использовать его для решения профессиональных задач в педагогической, научно-исследовательской и научно-методической, переводческой, консультативно-коммуникативной деятельности на уровне, соответствующем «Пороговому уровню» В2 в общеевропейской классификации компетенций владения иностранным языком. Целями курса «Практика речи второго иностранного языка» (французский) на ОП «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» НИУ ВШЭ являются: • формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции в совокупности её компонентов (языковой, речевой, межкультурной, методической /академической компетенций) как неотъемлемой составляющей профессиональной компетенции бакалавра в сфере лингвистики, преподавания иностранного языка и переводческой деятельности; • достижение уровня В2 по общеевропейской классификации компетенций владения иностранным языком. Данный уровень владения французским языком позволяет решать социально-коммуникативные задачи в различных областях научной, академической, профессиональной, социально-культурной и бытовой сфер деятельности, при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования. Достижение указанного уровня коммуникативной компетенции обеспечивает реализацию принципа академической мобильности в мировом образовательном пространстве, возможность получения международных сертификатов/дипломов и осваивать образовательные программы и курсы на иностранном языке, предлагаемые зарубежными университетами.
- Формирование иноязычной коммуникативной компетенции не ниже уровня B1+ (по Общеевропейской шкале уровней владения иностранным языком), достаточного для понимания общего содержания сложных текстов на абстрактные и конкретные темы, для быстрого и спонтанного общения с носителями языка без особых затруднений для любой из сторон,для подготовки и изложения четкого и подробного сообщения на различные темы с высказыванием собственной точки зрения с анализом различных мнений, для аргументированного и обоснованного решения конкретных проблем. Успешное освоение курса дает возможность сдать экзамен для международного сертификата, подтверждающего готовность к продолжению обучения на международных программах следующего уровня.
Планируемые результаты обучения
- составлять письменное аргументированное высказывание на заданную тему.
- уметь писать эл. письмо другу; поздравительную открытку.
- Аудирование и чтение: - понимает основное содержание аутентичных общественно-политических и публицистических текстов; - понимает тексты профессионального характера; - различает факты и мнения, позиции автора и цитируемых им лиц; понимать причинно-следственные связи; -понимает ход рассуждений по лингвистической те-матике при ознакомительном чтении (опуская при этом подробности);
- Аудирование и чтение: - понимает фрагменты радио и телепередач, конференций; интервью; художественных фильмов; - понимает научные и публицистические статьи, фрагменты литературных произведений; -применение разных стратегий чтения: чтение со словарем с полным, детальным понимаем прочитанного, чтение с извлечением основного содержания (ознакомительное чтение). -анализ и интерпретация текста; анализ структуры статьи, науч-ного текста.
- Говорение: -умение вести беседу в рамках темы Французский язык и его история; -выступление с научным сообщением по изучаемой теме (наличие рефлексии, анализа, аргументации).
- Говорение: в рамках изучаемой тематики и в соответствии с этапом обучения - продуцирует связное сообщение по изученной теме, несложный заранее подготовленный доклад по соответствующей тематике с использованием изученной терминологии; -формулирует на французском языке основное содержание прочитанной или прослушанной информации в рамках изученной тематики; - демонстрирует умения анализа/синтеза информации в форме компьютерной презентации;
- запрашивать информацию с использованием соответствующих грамматических конструкций;.
- передавать содержания текста с использованием техники compte-rendu и высказывать своего отношения к событиям, предметам, людям, сопровождая его необходимыми для понимания объяснениями/аргументами, оценивая их достоинства и недостатки;
- Письмо: -составление эссе-размышлений и эссе-аргументаций на заданную тему (из числа изученных); -составление текстов официального характера.
- Письмо: составляет: -эссе – размышление; -эссе- аргументация; продуцирует тексты официального характера (письма, CV, lettre de motivation и др.)
- понимать аутентичные общественно-политические, публицистические (медийные) тексты по обозначенной проблематике
- понимать аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале;
- Понимать основное содержание аутентичных общественно-политических и публицистических текстов; запрашиваемую информацию в нелинейных текстах (таблицах, схемах, графиках, диаграммах и др.);
- Понимать основное содержание аутентичных общественно-политических и публицистических текстов; запрашиваемую информацию в нелинейных текстах (таблицах, схемах, графиках, диаграммах и др.);
- Понимать основное содержание аутентичных общественно-политических и публицистических текстов; запрашиваемую информацию в нелинейных текстах (таблицах, схемах, графиках, диаграммах и др.); продуцировать монолог /диалог аргументативного типа; участвовать в дискуссии; уметь анализировать/синтезировать информацию в форме компьютерной презентации. Письмо: résumé; письменное аргументированное высказывание на заданную тему.
- понимать основное содержание и вычленять запрашиваемую информацию звучащих текстов по изучаемой теме, построенных на знакомом языковом материале и произнесенных четко;
- понимать основное содержание и детали кратких адаптированных письменных текстов по изучаемой теме
- понимать основное содержание и детали кратких учебных письменных текстов по изучаемой теме
- понимать основное содержание кратких звучащих текстов на тему знакомство, построенных на знакомом языковом материале и произнесенных четко, в небыстром темпе;
- понимать основное содержание, вычленять запрашиваемую информацию звучащих текстов по изучаемой теме, построенных на знакомом языковом материале и произнесенных четко;
- продуцировать монолог /диалог аргументативного типа; участвовать в дискуссии;
- продуцировать монолог /диалог аргументативного типа; участвовать в дискуссии; в диалоге-расспросе; в ролевой игре
- продуцировать монолог /диалог аргументативного типа; участвовать в дискуссии; в диалоге-расспросе; в ролевой игре.
- продуцировать монологическую речь; - участвует в диалоге-расспросе на тему знвкомство
- строить монологическое высказывание с элементами рассуждения с целью информирования, описания;
- умеет составлять короткий отзыв/рецензию; короткий текст описательного характера.
- уметь анализировать/синтезировать информацию в форме компьютерной презентации
- уметь анализировать/синтезировать информацию в форме компьютерной презентации;
- уметь выражать собственную точку зрения и её аргументацию
- уметь заполнять бланк/формуляр; пишет открытку другу.
- уметь писать текст-сравнение с элементами аргументации.
- уметь писать эл. письмо другу; письмо родным.
- уметь продуцировать монолог-повествование, монолог-описание и участвовать в диалоге-расспросе, в дискуссии.
- уметь продуцировать монолог-повествование, монолог-описание; и участвовать в диалоге-расспросе; в дискуссии.
- уметь составлять короткий отзыв/рецензию; короткий текст описательного характера.
- уметь составлять письмо/статью.
- уметь строить диалогическое общение в рамках знакомой темы, предполагающее умение рассказывать, описывать, устанавливать причинно-следственные связи, отвечая на вопросы «кто? что? где? когда? как? почему? с какой целью?», высказывать своё отношение к событиям, предметам, людям, оценивать их достоинства и недостатки, аргументировать свою позицию
- уметь учавствовать в диалоге-расспросе; в ролевой игре.
Содержание учебной дисциплины
- Французский язык: история и современное состояние. La langue française: histoire et état actuel.
- Человек и его семья, друзья, любимые занятия.
- Человек в политическом и экономическом контексте.
- Литература и искусство Франции. La littérature et l'art de France.
- Выбор профессии. Сhoix de carrière.
- Человек и стиль его жизни.
- Человек и современное общество.
- История Франция. Развитие философской мысли во Франции. L'histoire de France. L'évolution de la pensée philosophique en France.
- Новые технологии и их влияние на французское общество. Nouvelles technologies et leur influence sur la société française.
- Человек и его социальные связи.
- Человек в культурно-историческом контексте.
- Межличностные отношения. Проблема отцов и детей. Relations interpersonnelles. Le problème des générations.
- Человек и общество.
- Социально-культурные аспекты жизни французского общества.
- Высшее образование: быть студентом во Франции. Enseignement supérieur: être étudiant en France.
- Человек и его социально-бытовая деятельность.
- Человек в мировом образовательном и информационном пространстве.
- Проблема здоровья и здорового образа жизни во Франции. Santé et mode de vie sain en France.
- Человек в городе, стране и мире.
- Отдых и спорт. Loisirs et sport.
Элементы контроля
- Аттестационная работа
- Контроль устной речи
- Контроль письменной ответ
- ЭкзаменЭкзамен проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Moodle, прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться собственными письменными конспектами (в тетради или на распечатанных листах). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
- Контроль понимания устной речи
- Контроль понимания письменной речи
- ЭкзаменЭкзамен по дисциплине «Практический курс второго иностранного языка» (французский) проводится в устной форме без использования прокторинга. Экзамен проводится на платформе Google Forms (https://docs.google.com/forms/). К экзамену необходимо подключиться за 10 минут. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка платформы Google Forms. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, включить камеру. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками, общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
- Контрольные работыЛексико-грамматические работы курса, а также итоговая контрольная работа, которая проводится в устной форме и включает следующие задания:1) Реферирование на французском языке аутентичного текста по пройденной теме (объем до 2000 п.з.): структурированное монологическое высказывание - передача содержания текста с использованием техники compte-rendu; 2) монологическое высказывание по одной из пройденных тем: структурированное монологическое высказывание по проедложенной ситуации с демонстрацией фоновых знаний и логичной аргументацией и примерами. 3) Беседа с преподавателем в рамках изученной проблематики: • диалогическое общение в рамках изученной проблематики • высказывание своего отношения к изложенной проблеме, сопровождаемое необходимыми объяснениями /аргументами /оценками
- Контроль устной речиУстный контроль по теме представлен в следующих формах: монологи и диалоги по теме, пересказ текста, дискуссия. Результирующая оценка рассчитывается как среднее арифметическое, т.е. сумма всех оценок за каждую тему), поделённая на их количество.
- Контроль понимания устной речи (аудирование)Письменный тест на общее/ детальное понимание звучащего текста. Результирующая оценка рассчитывается как среднее арифметическое, т.е. сумма всех оценок за каждую тему), поделённая на их количество.
- Контроль понимания письменной речи (чтение)Письменный тест на общее/ детальное понимание печатного текста. Результирующая оценка рассчитывается как среднее арифметическое, т.е. сумма всех оценок за каждую тему), поделённая на их количество.
- Контроль письменной речиПроверочные работы могут проводиться в следующих формах: словарный диктант, письмо личного характера, сочинение на предложенную тему и др. Результирующая оценка рассчитывается как среднее арифметическое, т.е. сумма всех оценок за каждую тему), поделённая на их количество.
- Аттестационная работа
- Письменная речь
- Устная речь
- ЭкзаменЭкзамен проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Moodle, прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться собственными письменными конспектами (в тетради или на распечатанных листах). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
- Понимание устной речи
- Понимание письменной речи
- Аттестационная работа
- Контроль письменной речиВозможно использование Smart LMS
- Контроль устной речи
- ЭкзаменЭкзамен проводится в устной форме.
- Контроль понимания устной речиВозможно использование Smart LMS
- Контроль понимания письменной речиВозможно использование Smart LMS
- Аттестационная работа
- Письменная речь
- Устная речь
- ЭкзаменЭкзамен проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Moodle, прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться собственными письменными конспектами (в тетради или на распечатанных листах). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
- Понимание устной речи
- Понимание письменной речи
- Аттестационная работаВозможно использование Smart LMS
- Контроль письменной речиВозможно использование Smart LMS
- Контроль устной речиВозможно использование Smart LMS
- ЭкзаменЭкзамен проводится в устной форме.
- Контроль понимания устной речи
- Контроль понимания письменной речиВозможно использование Smart LMS
Промежуточная аттестация
- 2018/2019 учебный год 2 модуль0.4 * Экзамен + 0.1 * Понимание устной речи + 0.2 * Аттестационная работа + 0.1 * Устная речь + 0.1 * Понимание письменной речи + 0.1 * Письменная речь
- 2018/2019 учебный год 4 модуль0.1 * Понимание письменной речи + 0.1 * Понимание устной речи + 0.1 * Устная речь + 0.2 * Аттестационная работа + 0.1 * Письменная речь + 0.4 * Экзамен
- 2019/2020 учебный год 2 модуль0.1 * Контроль письменной ответ + 0.4 * Экзамен + 0.2 * Аттестационная работа + 0.1 * Контроль понимания устной речи + 0.1 * Контроль устной речи + 0.1 * Контроль понимания письменной речи
- 2019/2020 учебный год 4 модуль0.1 * Контроль понимания устной речи + 0.4 * Экзамен + 0.2 * Аттестационная работа + 0.1 * Контроль письменной ответ + 0.1 * Контроль устной речи + 0.1 * Контроль понимания письменной речи
- 2020/2021 учебный год 2 модуль0.1 * Контроль письменной речи + 0.2 * Контрольные работы + 0.4 * Экзамен + 0.1 * Контроль устной речи + 0.1 * Контроль понимания устной речи (аудирование) + 0.1 * Контроль понимания письменной речи (чтение)
- 2020/2021 учебный год 4 модуль0.1 * Контроль устной речи + 0.2 * Контрольные работы + 0.4 * Экзамен + 0.1 * Контроль понимания устной речи (аудирование) + 0.1 * Контроль понимания письменной речи (чтение) + 0.1 * Контроль письменной речи
- 2021/2022 учебный год 3 модуль0.2 * Аттестационная работа + 0.1 * Контроль устной речи + 0.1 * Контроль понимания устной речи + 0.1 * Контроль понимания письменной речи + 0.4 * Экзамен + 0.1 * Контроль письменной речи
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Le francais.ru B1 + CD-ROM. Кн.1: ., Александровская, Е. Б., 2009
- Le francais.ru B1 + CD-ROM. Кн.2: ., Александровская, Е. Б., 2014
- Le francais.ru B1: тетрадь упражнений к учебнику французского языка, Александровская, Е. Б., 2010
- Le francais.ru B2-C1 + CD-ROM. Кн.1: ., Александровская, Е. Б., 2014
- Беликова, Г. В. Французский язык: говорим, пишем, мыслим = Le Fran?ais : parler, ?crire, r?? ?chir : учебное пособие / Г. В. Беликова, О. А. Кулагина. - Москва : МПГУ, 2018. - 248 с. - ISBN 978-5-4263-0678-3. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1020590
- Грамматика французского языка, Мурадова, Л. А., 1992
- Левина М. С., Самсонова О. Б., Хараузова В. В. - ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 (A1–B1) 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 374с. - ISBN: 978-5-534-02233-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/francuzskiy-yazyk-v-2-ch-chast-1-437630
- Левина М. С., Самсонова О. Б., Хараузова В. В. - ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 374с. - ISBN: 978-5-534-02236-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/francuzskiy-yazyk-v-2-ch-chast-1-437634
- Французская грамматика для всех : сб. упражнений, Ильина, Т. П., 2000
Рекомендуемая дополнительная литература
- C'est amusant? Parlons-en! Это смешно? Поговорим об этом! : учеб. пособие для развития навыков чтения и устной речи на фр. яз., Змеева, Т. Е., 2010
- Panorama de la France actuelle : учеб. пособие по лингвострановедению, Аристова, В. Н., 2013
- Бартенева И. Ю., Желткова О. В., Левина М. С. - ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК (A1–A2). Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 332с. - ISBN: 978-5-534-11913-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/francuzskiy-yazyk-a1-a2-446391
- Бартенева И. Ю., Левина М. С., Хараузова В. В. - ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК. A2-B1 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 281с. - ISBN: 978-5-534-06030-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/francuzskiy-yazyk-a2-b1-441758
- Бартенева И. Ю., Левина М. С., Хараузова В. В. - ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК. A2-B1 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 281с. - ISBN: 978-5-534-06034-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/francuzskiy-yazyk-a2-b1-441785
- Французская грамматика для всех. Справочник : учеб. пособие для вузов, Тарасова, А. Н., 2011