Бакалавриат
2021/2022
Микроэкономика
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Маркетинг и рыночная аналитика)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Кто читает:
Департамент теоретической экономики
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Зухба Елена Николаевна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
80
Программа дисциплины
Аннотация
Учебная дисциплина посвящена изучению микроэкономических концепций и теорий, а также основанных на них знаниях о результатах современных научных разработок и текущей практики ведения бизнеса. Особое внимание в курсе уделяется рассмотрению аспектов управленческой деятельности, связывающих микроэкономические процессы с этикой ведения бизнеса, его социальной ответственностью, проблемами устойчивого развития. Наряду с российскими рассматриваются примеры международных практик, что позволяет сформировать у студентов понимание особенностей принятия экономических решений в современной интернациональной среде ведения бизнеса. Курс является основой получения фундаментальных знаний экономической теории на микроуровне. Практическая направленность курса "Микроэкономика" предполагает формирование навыков и умений, актуальных в будущей профессиональной деятельности маркетологов, менеджеров и предпринимателей. В частности, умение принимать управленческие решения для хозяйственных субъектов на основе анализа соотношения их выгод и затрат, маржинального подхода и других современных микроэкономических концепций. Важнейшим навыком, формируемым в результате системного изучения курса «Микроэкономика», является поиск и оценка новых рыночных возможностей и создание бизнес-идеи. Курс предполагает проверку теоретических знаний через письменные контрольные работы и экзамен, а также практических навыков через групповую проектную работу (самостоятельное исследование студентами рыночных структур в выбранной ими отрасли и направленную на формирование навыков принятия управленческих решений). Поскольку курс Микроэкономики начинается с 1 семестра, изучение дисциплины базируется на знаниях математики и обществоведения, полученных студентами в средней школе. Основные положения дисциплины могут быть использованы при изучении общего и стратегического менеджмента, общей теории маркетинга и его отраслевых аспектов, анализа поведения потребителей, анализа рыночных структур и предпринимательства.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Микроэкономика» является формирование у студентов представления об основных концепциях экономической науки, понимания принципов действия экономических законов на микроуровне и создания на этой базе универсальных управленческих компетенций.
- Задачи курса заключаются в том, чтобы: - познакомить студентов с основными понятиями экономической теории; - изучить теоретические и методологические принципы экономического анализа; - сформировать базовые навыки применения методов и инструментов экономического анализа; - выработать умение принимать обоснованные управленческие решения на основе системного понимания комплекса микроэкономических факторов, влияющих на развитие бизнеса.
Планируемые результаты обучения
- определяет (аналитически и графически) выигрыш потребителей, производителей и общественное благосостояние
- определяет (аналитически и графически) оптимальный потребительский набор
- знает базовую методику расчета оптимального объема выпуска продукции конкурентного и неконкурентного предприятия; интерпретирует ценовую политику предприятия во взаимосвязи со степенью дифференциации продукта и общеотраслевой ситуацией
- интерпретирует экономическую целесообразность применения фактора производства и выбора технологии, определяет цену фактора производства, объясняет выбор работника между трудом и отдыхом
- объясняет влияние альтернативных затрат; иллюстрирует динамику кривой производственных возможностей
- объясняет причины и последствия существования рыночных экстерналий на основе анализа предельных внешних выгод и издержек, определяет цену товара на рынке «лимонов»
- определяет величину индивидуального и рыночного спроса и предложения; иллюстрирует (алгебраически и графически) их динамику под влиянием ценовых и неценовых детерминант; знает методику расчета ценовой и перекрестной эластичности спроса и предложения и умеет её применять
- определяет издержки производства и интерпретирует экономические обоснования выбора минимально эффективного размера предприятия и оптимальной мощности действующего предприятия
- соотносит причины и последствия микроэкономических решений в текущей практике ведения бизнеса с использованием концепций трансакционных издержек, институционального и эволюционного подхода, теории игр и других современных концепций
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Экономическая теория: предмет и методы исследования
- Тема 2. Теория предельной полезности
- Тема 3. Выбор потребителя: кардиналистская и ординалистская теории
- Тема 4. Анализ поведения потребителя
- Тема 5. Спрос, предложение и их взаимодействие
- Тема 6. Микроэкономическая модель предприятия
- Тема 7. Затраты и результаты производства
- Тема 8. Рынок совершенной конкуренции
- Тема 9. Монопольный рынок. Рыночная власть: монополия и монопсония
- Тема 10 Рынок монополистической конкуренции
- Тема 11 Олигополистический рынок
- Тема 12 Рынок факторов производства
- Тема 13 Общее равновесие конкурентных рынков
- Тема 14 Механизмы несостоятельности рынка: экстерналии, общественные блага и рынки с ассиметричной информацией
- Тема 15 Развитие современной теории микроэкономики
Элементы контроля
- Аудиторная работаВ проверке аудиторных работ могут участвовать учебные ассистенты. Результаты (оценки) письменных работ суммируются и отражаются в журнале преподавателя в разделе «аудиторная работа». В связи со сложной эпидемиологической обстановкой во 2м модуле аудиторные занятия и контрольные мероприятия проводятся в онлайн режиме.
- Контрольная работа 1 и Контрольная работа 2Каждая контрольная работа (письменная работа продолжительностью 80 минут, в т. ч. учитывается время на организационные мероприятия – раздачу и сбор билетов, инструктаж и т.п.) проводится по билетам, включает четыре типа заданий: теоретические вопросы/проблемные ситуации, тесты, качественные задачи с графической иллюстрацией ответа и количественные задачи. Для каждого задания в билете указывается максимальное количество баллов за их выполнение. Максимальное количество баллов, которое может получить студент на контрольной работе, равно 100. Этот вид работы может проводится в on-line формате.
- Домашняя работапредставляет собой самостоятельное исследование конкретного рынка товаров (услуг). Выполняется в составе команды по 5 человек. Состав участников команды формируется студентами самостоятельно. Защита работы может проводиться в on-line формате.
- Итоговый контрольПроводится по всем темам курса. Представляет собой письменную работу, включающую ответы на вопросы и выполнение упражнений в течение 80 мин., в т. ч. учитывается время на организационные мероприятия. Структура письменной работы и методика расчета оценки аналогичны контрольной работе 1 и 2. Проверка работ осуществляется в течение 10 рабочих дней после проведения контрольного мероприятия до сессии. Перед выставлением итоговых оценок проводится ознакомление студентов с результатами их работы. Может проводиться в формате on-line.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.1 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашняя работа + 0.4 * Итоговый контроль + 0.3 * Контрольная работа 1 и Контрольная работа 2
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Микроэкономика : учебник, Никулина, И. Н., 2013
- Микроэкономика: Учебник / И.Н. Никулина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 553 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-005083-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/363509
- Принципы микроэкономики : учебник для вузов, Мэнкью, Н. Г., 2009
Рекомендуемая дополнительная литература
- Burkett, J. P. (2006). Microeconomics: Optimization, Experiments, and Behavior. Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.oxp.obooks.9780195189629
- Hugh Gravelle, & Ray Rees. (2004). Microeconomics. Harlow: Financial Times/ Prentice Hall. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1417798
- Martin Kolmar. (2017). Principles of Microeconomics. Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.spr.sptbec.978.3.319.57589.6