Бакалавриат
2021/2022
Медиаграмотность в контексте истории и теории оптических медиа
Статус:
Курс обязательный (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
История оптических медиа начинается в XVI веке и продолжается до настоящего дня. Но надежды на технологическое освобождение от субъективности художника не оправдались: субъективности стало больше, в том числе и в документальных проектах. Принципы медиаграмотности позволяют определить приемы, рамки, принципы автоматизации/ деавтоматизации, понимание которых позволяет не только сохранять некоторую объективность восприятия визуальной информации в цифровую эпоху, но и формировать собственные (авторские) стратегии создания медиасообщений.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство с историко-теоретическими подходами в объяснении логики развития оптических медиа.
- Профессиональная рефлексия приёмов и антиприёмов массовой коммуникации с использованием оптических медиа.
- Овладение аналитическим инструментарием изучения визуального контента в рамках журналистской медиаграмотности.
Планируемые результаты обучения
- Выделяет корректные способы диалогического взаимодействия со зрителем.
- Называет мультимедийные методы актуализации прошлого и понимает зависимость подачи исторического материала от актуального концепта.
- Называет основные тренды политической документалистики.
- Понимает связь между культурной тематикой и политическим контекстом.
- Различает понятия «история», «современность» в медиааспекте.
- Различает сферы «политического» и «политики».
Содержание учебной дисциплины
- Цивилизация оптических медиа, проблема объективности, фактор массового воздействия визуализированного высказывания.
- Основные теоретические понятия. Формирование приемов визуальной пропаганды в 20-м веке.
- Смена формата подачи информации в общенациональных политических телепроектах.
- Визуализация политики в современной кинодокументалистике и проблема медиаграмотности.
- Визуализация истории.
- Визуализация книги, музыки, музея и проблема медиаграмотности.
- Наука, научно-популярные проекты и проблема медиаграмотности.
Элементы контроля
- Контрольная работа
- Задания на семинарских занятиях
- Собеседование по литературе (дополнительное задание)
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.6 * Контрольная работа + 0.4 * Задания на семинарских занятиях
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- История отечественного и зарубежного телевидения : учеб. пособие для вузов, Голядкин, Н. А., 2004
- Кирия, И. В. История и теория медиа : учебник / И. В. Кирия, А. А. Новикова. — Москва : Высшая школа экономики, 2017. — 423 с. — ISBN 978-5-7598-1188-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100133 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Smith, K. (2005). Handbook of Visual Communication : Theory, Methods, and Media. Mahwah, N.J.: Taylor & Francis. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=530336
- Калмыков, А.А. Интернет-журналистика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021400 «Журналистика» / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 383 с. — (Серия «Медиаобразование»). - ISBN 978-5-238-00771-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028746