• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Анализ фильма

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Павлов Александр Владимирович, Шпоть Василиса Виталиевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Кинокритика далеко не всегда предполагает настоящий анализ фильма. В обычных журналистских рецензиях могут содержаться элементы анализа, хотя, как правило, этот жанр как таковой уязвим с точки зрения киноведческой работы. Анализ фильма – уникальная техника, которой в действительности не так-то просто овладеть. Курс ориентирован на практическую работу. В его рамках будут рассмотрены различные кейсы – исключительно авторские техники аналитической работы с конкретными фильмами (Гельмут Корте, Ричард Дайер, Мишель Шион, Дана Полан и т.д.), предполагающие объемное высказывание, а не короткие реплики. После разбора нескольких кейсов (книги упоминаемых авторов, посвященные конкретным фильмам), студенты смогут попробовать применить этот (авторский) аналитический аппарат к другим жанровым фильмам. В качестве отправной точки для работы с эмпирическим материалом будут выбраны относительно «свежие» или классические жанровые фильмы – «Чужой» (анализ Роджера Лакхерста), «Бегущий по лезвию» (анализ Александра Филиппова), «Семь» (анализ Ричарда Дайера), «Криминальное чтиво» (анализ Даны Полана), «С широко закрытыми глазами» (анализ Мишеля Шиона). Кроме того, эти авторские подходы будут сравнены с иными подходами, чтобы студенты смогли увидеть «конфликт интерпретаций» и уделять в своей работе более пристальное внимание аргументации. Иной эмпирический материал для анализа будет выбран совместно со студентами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение знаниями об авторских теоретических и практико-методологических подходах к анализу фильма.
  • Развитие способностей к применению изученных оптик на практике в собственных аналитических текстах о кино.
  • Приобретение навыков аналитической и исследовательской работы для написания собственных аналитических текстов.
  • Развитие навыков самостоятельного и критического мышления, способностей к грамотному выстраиванию аргументации, к публичной и письменной дискуссии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует «Бегущий по лезвию 2049» как легаси-сиквел каноничного культового фильма.
  • Анализирует фильм в контексте его кинематографической «вселенной».
  • Знает и применяет основные теоретические и практико-методологические подходы к анализу фильма (психоанализ, гендерный подход, прочтение «идеологического послания» фильма, системный киноанализ, пост-теория и др.).
  • Знает историю зарождения и развития культового кино, описывает особенности феномена культового кино.
  • Знает основные жанры и дифференцирует их, понимает жанровые конвенции.
  • Знает основные тексты, посвященные анализу фильмов «Зловещие мертвецы», «Мизери», «Шоугелз» рассматривает фильм «Зловещие мертвецы» как теорию, понимает логику адаптаций на примере «Мизери»; понимает, почему «Шоугелз» может быть описан как хороший фильм.
  • Знает основные тексты, посвященные анализу фильмов Дэвида Кроненберга, Квентина Тарантино и Кристофера Нолана, знает и дифференцирует аналитические инструменты, примененные авторами текстов в анализе фильмов.
  • Знает основные тексты, посвященные анализу фильмов Стэнли Кубрика и Дэвида Линча, знает и дифференцирует аналитические инструменты, используемые авторами текстов при анализе.
  • Знает специфику римейка, сиквела/легаси-сиквела, приквела, франшизы, адаптации.
  • Знает, как в фильме «Бегущий по лезвию» работают пространство, идеология и социология.
  • Использует жанр фильма как инструмент анализа.
  • Понимает особенности жанров, вселенных, стилистики и тематики фильмов; анализирует их.
  • Применяет релевантные аналитические оптики при анализе культовых фильмов.
  • Рассматривает «Бегущий по лезвию» как культовый фильм.
  • Сравнивает анализы разных авторов (Р. Вуд, Д. Тригг, Ф. Джеймисон, Д. Полан, Т. МакГован, С. Жижек и др.).
  • Сравнивает анализы фильмов разных авторов (Ф. Джеймисон, С. Жижек, М. Шион, Дж. Нэрмор и др.).
  • Сравнивает прочтение фильма Дэвидом Харви и Скотом Бьюкатманом.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в анализ фильма: теория и методология.
  • Определение жанра фильма как инструмент анализа.
  • Культовое кино.
  • «Вторая жизнь» фильма.
  • Автор: теория и практика.
  • Case study. «Бегущий по лезвию».
  • Case study. Кубрик и Линч.
  • Case study. Кроненберг, Тарантино и Нолан.
  • Case study. «Зловещие мертвецы», «Мизери», «Шоугелз».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Промежуточная работа (эссе)
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.25 * Промежуточная работа (эссе) + 0.25 * Устный экзамен + 0.5 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bateman, J. A., & Schmidt, K.-H. (2012). Multimodal Film Analysis : How Films Mean. Routledge.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • McGowan, T. (2007). Real Gaze, The : Film Theory After Lacan. SUNY Press.

Авторы

  • Павлов Александр Владимирович
  • Абрамов Роман Сергеевич