Бакалавриат
2021/2022





Цифровая грамотность
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Статус:
Курс обязательный
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
50
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
46
Программа дисциплины
Аннотация
Люди сталкиваются с большим количеством данных на работе и вне ее: например, смотрят прогнозируемое время в пути и выбирают, на каком виде транспорта поехать, анализируют цены на покупаемые товары, планируют даты ближайших мероприятий и т.д. Компании также оперируют большим количеством данных: они могут быть финансовыми (например, затраты или выручка) и нефинансовыми (например, уровень сервиса). Эти данные могут обсуждаться устно или обрабатываться «в уме», но гораздо чаще они каким-либо образом визуализируются и представляются так, чтобы с ними было удобно работать разным людям. Когда появляется необходимость представлять данные? Например, при подготовке отчетности, в презентациях по консалтинговому проекту, на совещаниях по изменению ассортимента компании, при принятии решений в области управления запасами, рисками, транспортировки, логистики складирования и т.д. От того, насколько корректно данные ищутся, обрабатываются, анализируются и визуализируются, часто зависит принятие решений в компании. Несмотря на развивающиеся процессы цифровизации, компании всех сфер бизнеса продолжают использовать кажущиеся базовыми инструменты (такие как Excel, Power Point и Word, Google документы) для решения большинства задач, связанных с работой с данными (касающейся как анализа, так и их представления), по причине их относительной простоты и удобства. Даже в случае использования более продвинутых технологий для этих задач, сотрудникам необходимо базовое понимание того, зачем нужна и как осуществляется работа с данными. Именно поэтому данный курс будет оставаться актуальным как на протяжении обучения, так и в процессе работы, вне зависимости от занимаемой позиции и сферы бизнеса. Курс является адаптацией общеуниверситетского курса "Цифровая грамотность"; специально для программы "Логистика и управления цепями поставок". Данный курс направлен на знакомство с базовыми принципами работы с данными. В частности, в курс включены такие темы, как: подготовка данных к обработке и анализу, работа с данными, агрегирование данных, визуализация с помощью графиков и инфографики, построение логичной структуры презентации для наиболее корректного представления результатов анализа, компьютерная грамотность и безопасность, основы медиакоммуникации, работа с поисковыми системами и т.д.
Цель освоения дисциплины
- Основная цель нашего курса - дать студенту целостное представление о способах поиска информации и данных, простейшем анализе разных видов данных и грамотном представлении результатов проведенного анализа.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует риски утечки важной информации
- Выявляет различия между фишинговым и обычным письмом
- Называет основные горячие клавиши для работы в Excel
- Называет переходные адаптеры для подключения несовместимых устройств
- Называет способы защиты авторских прав в сети Интернет
- Объясняет понятие машинного обучения
- Объясняет типы построения структуры презентации и ситуации их применения
- Объясняет, как работают поисковые системы
- Описывает виды моделей машинного обучения и их сущность, алгоритм оценки качества модели
- Описывает основные составляющие медиаграмотности и особенности коммуникации в сети
- Описывает основные способы структурирования информации на слайде
- Определяет версию операционной системы, установленную на компьютере
- Определяет признаки различных типов данных
- Применяет базовые знания функций Excel: в частности, умеет преобразовывать данные из одного типа в другой, работа с комбинированными формулами и функциями (простые типа СУММ, знак доллара, полезные функции типа СУММЕСЛИ и ВПР), в т.ч. вбивать формулы, растягивать формулы, таблицы, копировать данные из одного листа на другой, переключать стили обращения к ячейкам, фиксировать ячейки в формулах
- Применяет конвертацию файлов из одного формата в другой
- Применяет основные горячие клавиши для работы в Power Point
- Применяет основные горячие клавиши для работы в программах Word
- Применяет первичную обработку и анализ данных
- Применяет правила оформления источников литературы при написании академических работ
- Применяет принципы работы с персональными данными
- Применяет средства Excel для создания выбранного типа графика и диаграммы (в т.ч. круговых диаграмм, столбиковых диаграмм, диаграмм рассеяния)
- Применяет средства Power Point для создания выбранного типа инфографики/схемы, а также дизайна построенного графика
- Применяет фильтры данных в таблицах
- Проверяет достоверность информации в первоисточниках
- Решает задачу поиска библиографической ссылки с помощью поисковых систем/Google Scholar/Research Gate
- Создает или умеет вставлять изображения, схемы, таблицы, гиперссылки в тексте
- Создает корректные и грамотные письма для решения учебных задач
- Создает план работы (проектной/курсовой/доклада и пр.) по данной теме на основе поиска, отбора и анализа источников
- Создает различные визуальные элементы - таблицы, графики, схемы и пр.
- Создает релевантные поисковые запросы для поиска информации в сети Интернет
- Создает сводные таблицы и использует функцию поискую решения для выполнения поставленной задачи
- Создает слайды, а также применяет следующие навыки: копировать, копировать стиль, менять фон слайда, дублировать форматирование, сохранять и экспортировать слайды в разных форматах
- Создает форматирование различных составляющих текста: умеет создавать списки разного формата, делать выравнивание, менять шрифт, делать отступы и пр.
- Составляет список угроз цифрового пространства
- Сравнивает разные типы визуализации данных и применяет выбранный тип для решения поставленной задачи
- Сравнивает форматы для изображений и звука и применяет наиболее подходящий
Содержание учебной дисциплины
- Академическая грамотность и использование цифровых технологий для исследовательской работы
- Основы работы с табличными данными
- Основы компьютерной безопасности и юридические аспекты информационных технологий
- Основы создания презентаций
- Основы интернет- и медиаграмотности
- Основы работы с текстовыми технологиями
- Основы работы с данными
- Компьютерная грамотность
Элементы контроля
- Оценка за онлайн курс
- Итоговый тест по онлайн-курсуТест проводится на последнем семинаре. Он сделан по формату независимого экзамена по цифровой грамотности
- Проектная работаЗащита проходит в очном формате. Примерные составляющие проекта: 1. Выбор темы проекта (не оценивается) 2. Создание укрупненного плана проекта 3. Подготовка теоретической части (краткого обзора литературы) аналитической записки 4. Сбор данных, обработка и визуализация результатов 5. Подготовка практической части аналитической записки 6. Сдача аналитической записки не позднее, чем за 7 дней до даты экзамена 7. Подготовка презентации 8. Защита проекта в период сессии
- Домашние заданияМогут быть как индивидуальными, так и командными
- Активность на занятияхВыполнение разных заданий на семинарах и лекциях. Могут быть как командными (например, совместное выполнение какого-то кейса или задания), так и индивидуальными (например, устная активность, заполнение опросных форм, работа в онлайн-доске и пр.)
- Текущие тесты на семинарахТесты проверяют знания пройденных тем (один тест может проверять как знание одной тем, так и нескольких). Тесты пишутся на семинарах.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.31 * Проектная работа + 0.21 * Домашние задания + 0.16 * Итоговый тест по онлайн-курсу + 0.16 * Активность на занятиях + 0.16 * Оценка за онлайн курс
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Бринк Х. Машинное обучение / Х. Бринк, Д. Ричардс, М. Феверолф. - Санкт-Петербург : Питер, 2017. - 336 с. - ISBN 978-5-496-02989-6. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/355472/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.
- Калмыкова С.В., Ярошевская Е.Ю., Иванова И.А. - Работа с таблицами в Microsoft Excel: учебно-методическое пособие - Издательство "Лань" - 2019 - 136с. - ISBN: 978-5-8114-3626-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/121489
- Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М. - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 284с. - ISBN: 978-5-534-08297-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-455611
- Молочков, В. П. Microsoft PowerPoint 2010 : учебное пособие / В. П. Молочков. — 2-е изд. — Москва : ИНТУИТ, 2016. — 277 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100649 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Оформляем документы на персональном компьютере: грамотно и красиво. ГОСТ Р 6.30-2003. Возможности Microsoft Word : практич. пособие / И.В. Журавлева, М.В. Журавлева. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 187 с. — (Просто, кратко, быстро). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1030249
- Петров, А. А. Компьютерная безопасность. Криптографические методы защиты / А. А. Петров. — Москва : ДМК Пресс, 2008. — 448 с. — ISBN 5-89818-064-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/3027 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Секреты приложений Google / Балуев Д. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 287 с.: ISBN 978-5-9614-1274-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923761
Рекомендуемая дополнительная литература
- Can Google Scholar and Mendeley help to assess the scholarly impacts of dissertations? (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C32203D9
- Held, B., Moriarty, B., & Richardson, T. (2019). Microsoft Excel Functions and Formulas (Vol. Fifth edition). Dulles, Virginia: Mercury Learning & Information. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2051937
- Петроченков А.С. Введение в Google Analytics / А.С. Петроченков. - Санкт-Петербург : Питер, 2018. - 224 с. - ISBN 978-5-496-02929-2. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/355482/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.
- Флах, П. Машинное обучение. Наука и искусство построения алгоритмов, которые извлекают знания из данных / П. Флах. — Москва : ДМК Пресс, 2015. — 400 с. — ISBN 978-5-97060-273-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/69955 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.