Магистратура
2021/2022
Комплаенс в корпорациях
Статус:
Курс по выбору (Корпоративный юрист)
Направление:
40.04.01. Юриспруденция
Кто читает:
Департамент правового регулирования бизнеса
Где читается:
Факультет права
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Лепилина Светлана Юрьевна
Прогр. обучения:
Корпоративный юрист
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Комплаенс в корпорациях» посвящена углубленному изучению актуальных вопросов правового регулирования в области комплаенс, а также практики построения эффективных систем комплаенс-контроля. Необходимость преподавания данной дисциплины продиктована актуальной потребностью внедрения в коммерческих организациях действенных средств управления комплаенс-рисками, напрямую связанными с соблюдением различных регуляторных требований, а также требований в части добросовестного поведения на рынке, стандартов общественных организаций и лучших деловых практик. Отсутствие системы управления комплаенс-рисками может привести к росту финансовых потерь компании, невозможности осуществления эффективного внутреннего контроля, и в конечном счете потере деловой репутации и реализации регуляторных рисков. В связи с этим в рамках дисциплины студентами изучаются наиболее важные области контроля комплаенс-риска, а также система правовых мер, направленных на минимизацию риска в каждой из данных областей при построении эффективной системы комплаенс-менеджмента в коммерческой организации. В результате освоения дисциплины студент должен: • знать ключевые понятия, принципы; • уметь юридически грамотно толковать и применять нормы действующего законодательства в практической деятельности; • иметь навыки (приобрести опыт) работы с научной литературой, российским и зарубежным законодательством, международными нормативными актами; при-обрести опыт построения эффективной системы комплаенс-менеджмента
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Комплаенс в корпорациях» являются ознакомление студентов с теоретическими и практическими проблемами управления комплаенс-рисками с учетом новейшего законодательства и международной практики, выработка навыков работы с нормативными правовыми актами, а также выработка навыков применения риск-ориентированного подхода при построении системы комплаенс-менеджмента. В рамках дисциплины студентами изучаются наиболее важные области контроля комплаенс-риска (противодействие легализации денежных средств, противодействие коррупции, борьба с инсайдом и манипулированием, санкционный контроль, защита прав инвесторов, и др.), а также система правовых мер, направленных на минимизацию риска в каждой из данных областей при построении эффективной системы комплаенс-менеджмента в коммерческой организации. В результате освоения дисциплины студент должен: знать: • ключевые понятия, принципы; • основные нормативные требования во всех изученных областях комплаенс-контроля; • основные тенденции развития международно-правового регулирования в изучаемой области; уметь: - юридически грамотно толковать и применять нормы действующего законодательства в практической деятельности; - оценивать эффективность системы комплаенс-менеджмента компании; - определять ключевые области комплаенс риска и вырабатывать комплекс правовых и процедурных мер, направленных на их минимизацию; владеть: - навыками работы с научной литературой, российским и зарубежным законодательством, международными нормативными актами; - навыками построения эффективной системы комплаенс-менеджмента. - навыками осуществления прикладной деятельности в международной среде Изучение дисциплины «Комплаенс в корпорациях» базируется на имеющихся у студентов базовых знаниях гражданского права, предпринимательского права, банковского права, основ законодательства о рынке ценных бумаг, законодательства в сфере защиты конкуренции, экономической теории
Планируемые результаты обучения
- обладает глубокими знаниями в отношении базовых понятий, использует корректные термины в соответствии с действующим законодательством; находит, анализирует и обрабатывает юридически значимую информацию; работает со специализированными правовыми системами (базами данных); осуществляет пошаговый анализ комплаенс-процедур
- обладает глубокими знаниями в отношении базовых понятий, использует корректные термины в соответствии с действующим законодательством; находит, анализирует и обрабатывает юридически значимую информацию; работает со специализированными правовыми системами (базами данных); осуществляет пошаговый анализ комплаенс-процедур.
- обладает глубокими знаниями в отношении базовых понятий; дает определение основных понятий; обладает глубокими знаниями в отношении базовых критериев классификации комплаенс-рисков.
- обладает глубокими знаниями в отношении базовых понятий; находит, анализирует и обрабатывает юридически значимую информацию; работает со специализированными правовыми системами (базами данных).
- обладает глубокими знаниями в отношении базовых понятий; находит, анализирует и обрабатывает юридически значимую информацию; работает со специализированными правовыми системами (базами данных); применяет к юридическому факту действующую норму права (законодательство РФ, ЕС).
- обладает глубокими знаниями в отношении базовых понятий; находит, анализирует и обрабатывает юридически значимую информацию; работает со специализированными правовыми системами (базами данных); применяет к юридическому факту действующую норму права (законодательство, акты ЦБ РФ)
- обладает глубокими знаниями в отношении базовых понятий; работает со специализированными правовыми системами (базами данных), иностранным законодательством и международными правовыми актами; применяет к юридическому факту действующую норму права (законодательство РФ, ЕС, международные нормы права).
- обладает глубокими знаниями в отношении базовых понятий; работает со специализированными правовыми системами (базами данных), иностранным законодательством и международными правовыми актами; применяет к юридическому факту действующую норму права (законодательство РФ, иностранных государств, ЕС, международные нормы права).
- определяет уровни регулирования; соотносит государственное и негосударственное регулирование, анализирует и сопоставляет правила нормативных источников и актов «мягкого права»; использует специальные методы познания при анализе и обработке юридически значимой информации.
Содержание учебной дисциплины
- Тема № 1. Понятие комплаенс-риска. Виды и источники комплаенс-рисков
- Тема 2. Нормативно-правовое регулирование в области управления комплаенс-рисками.
- Тема 3. Управление комплаенс-рисками в сфере ПОД/ФТ
- Тема 4. Защита прав инвесторов
- Тема № 5. Санкционный комплаенс
- Тема 6. Инсайд и манипулирование
- Тема 7. Иные области осуществления комплаенс-контроля
- Тема 8. Управление комплаенс-рисками в сфере противодействия коррупции
- Тема 9. Комплаенс-менеджмент
- Тема 10. Организация эффективной службы комплаенс в российской компании.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.2 * Активность на семинарах + 0.6 * Устный опрос + 0.2 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Комплаенс - программа организации : практическое руководство, Черепанова, В. А., 2019
- Комплаенс-программа организации : практич. руководство / В.А. Черепанова. — 4-е изд., доп. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 288 с. — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5ba3bb33842875.14064221. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1000025
Рекомендуемая дополнительная литература
- Антикоррупционный комплаенс - контроль в странах БРИКС : моногр., Иванов, Э. А., 2015
- Львова, С. В. Квалифицированный инвестор: опыт, реальность и перспективы : монография / С. В. Львова. — Москва : Юстицинформ, 2020. — 124 с. — ISBN 978-5-7205-1605-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/140655 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Селивановский А.С. Правовое регулирование рынка ценных бумаг / А.С. Селивановский. - Москва : ВШЭ, 2014. - 580 с. - ISBN 978-5-7598-1083-4. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/340642/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.