Бакалавриат
2021/2022
Международная журналистика
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Николов Алексей Львович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
Сразу предупреждаю: этот курс отличается от той классической «международной журналистики», которую традиционно преподавали, да и сейчас преподают на журфаках. Причина этого проста: в реалиях, созданных Сетью 2.0, т.е. в мире, где информация распространяется мгновенно и безгранично, разделение новостей на «местные» и «международные» порой довольно условно. Конечно, в этом курсе будет много того, что традиционно относят к международной журналистике: рассказ об особенностях региональных моделей СМИ, о разных традициях и шаблонах, о всевозможных сложностях и ловушках, подстерегающих молодого журналиста, которому редактор вдруг дал задание написать заметку по теме, с которой он никогда не сталкивался - о расовых волнениях в США, громком судебном процессе в Индии, теракте в Мали, проблеме сепаратизма на Филиппинах или проблеме исчезновения диких лесов в Бразилии. Понимая, что имею дело со студентами уже целого 4-го курса, я постарался сделать этот раздел курса максимально практическим, построив его в большой части на непосредственном общении с приглашаемыми ведущими журналистами – специалистами по конкретным регионам. Если не помешает карантин, мы посетим бюро иностранных СМИ в Москве, чтобы своими глазами увидеть, как строится работа такого бюро, с какими задачами и сложностями сталкивается собкор, работающий в чужой стране. Если же карантин помешает, иностранные коллеги, надеюсь, не испугаются прийти к нам в гости. Но помимо этой «традиционной» части автор посчитал необходимым также включить в этот курс и разбор некоторых более общих вопросов, необходимых для того, чтобы лучше понять те процессы, которые сегодня происходят в международной журналистике. В частности, мы рассмотрим историю возникновения новостных СМИ и их глобализации с точки зрения модели движения потоков информации. Неизбежно касаясь феномена «фейкньюс», подробно разберем некоторые общеизвестные, широко освещавшиеся международными СМИ истории - и могу обещать, что вас ждут неожиданности. Попутно мы затронем понятия, которые вы, возможно, пропустили на младших курсах, но которые, уверен, должен знать человек, получающий гуманитарное образование в одном из лучших университетов России – и уж тем более человек, который собирается профессионально связать свою жизнь с информацией. Я говорю про такие понятия, как, например, «число Данбара», «галоп Гиша», «трансцендентально истинный текст», «теорема Кондорсе», «фильтры Хомского» и т.п.
Цель освоения дисциплины
- Получить представление о том, как возникла и изменялась международная новостная журналистика.
- Сформировать навык критического восприятия и анализа событий международной повестки.
- Понимать основные задачи и возможные сложности в работе журналиста, занимающегося международной тематикой.
Планируемые результаты обучения
- Владеет понятийным аппаратом, необходимым для понимания и анализа событий, входящих в международную новостную повестку
- Знает объем задач и специфику работы зарубежного бюро/корпункта
- Знает основные национальные и международные СМИ разных стран
- Понимает особенности работы СМИ в разных регионах
- Понимает роль международных СМИ и их необходимость для получения объективной информации по широкому спектру вопросов
- Представляет различие между мейнстримными и альтернативными международными СМИ
- Способен критически оценивать информацию, получаемую из международных СМИ, сравнивать различные источники и самостоятельно делать выводы
Содержание учебной дисциплины
- Понятие об информационном потоке.
- Появление Сети 2.0 и изменение информационной картины мира.
- «Стандартная модель» и ее трансформация по Фуллеру.
- Международные профессиональные медиа-организации и союзы.
- Особенности деятельности СМИ в разных регионах: англо-саксонские, арабские, испаноязычные, китайские.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 1 модуль0.2 * Анализ выпуска новостей + 0.6 * Итоговая работа + 0.2 * Устное эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- van Ginneken, J. (1997). Understanding Global News : A Critical Introduction. SAGE Publications Ltd.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Jack Fuller. (2010). What Is Happening to News : The Information Explosion and the Crisis in Journalism. University of Chicago Press.