Бакалавриат
2021/2022
История русского языка
Статус:
Курс по выбору (Фундаментальная и прикладная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Департамент социальных наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород)
Когда читается:
3-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Колчина Ольга Николаевна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
52
Программа дисциплины
Аннотация
Целью освоения дисциплины история русского языка является усвоение студентами знаний о законах и принципах языковой эволюции (на материале исторической фонологии и исторической морфологии русского и других славянских языков); развитие представлений о внешних (историко-культурных, историко-социологических, историко-политических) и внутренних (сугубо лингвистических) факторах языковых изменений (на материале русского и других славянских языков); усвоение знаний о периодизации истории русского языка, о языковом и историко-культурном содержании этих периодов; формирование умений читать и анализировать грамматический и стилистический строй памятников восточнославянской письменности эпохи Средневековья.
Цель освоения дисциплины
- ознакомление студентов с историей русского языка;
- усвоение студентами знаний о законах и принципах языковой эволюции (на материале исторической фонологии и исторической морфологии русского и других славянских языков);
- • развитие представлений о внешних (историко-культурных, историко- социологических, историко-политических) и внутренних (сугубо лингви- стических) факторах языковых изменений (на материале русского и других славянских языков);
- усвоение знаний о периодизации истории русского языка, о языковом и ис- торико-культурном содержании этих периодов;
- формирование умений читать и анализировать грамматический и стилисти- ческий строй памятников восточнославянской письменности эпохи Средневековья.
Планируемые результаты обучения
- Бакалавр способен определять способ передачи числового значения в древнерусском и СРЯ.
- Бакалавр способен различать древненовгородский диалект и древне- псковский диалекты: фонетические и морфологические изоглоссы праславянского и древнерусского происхождения. Южнодревнерусский диалектный ареал и его изоглоссы, проблема «киевского» и «галицко-волынского» диалектов. Смоленско-полоцкий диалект. Основные этапы формирования южновеликорусских, средневеликорусских и северновеликорусских говоров.
- Знает основные направления исследований в области русского исторического синтаксиса, пути формирования русской лексики.
- Определяет результаты направления унификации типов склонений в истории русского языка; знает исторические истоки вариативности падежных флексий существительных в единственном числе в современном русском языке и в текстах русской литературы XVIII—XIX вв. Знает историю категории одушевленности в СРЯ.
- Способен объяснить процессы ассимиляции разных видов в СРЯ, правила современной русской орфографии в области шипящих и Ц.
- Способен определять позиции редуцированных, находить результаты падения редуцированных в словах СРЯ.
- Умеет анализировать разные гипотезы появления аканья в современном русском литературном языке.
- Умеет выделять гласные разного происхождения, объяснять их трансформацию
- Умеет объяснить формы существительных в СРЯ, находит примеры русско-церковнославянской адаптации соответствующих южнославянских (старославянских) форм, их отражение в орфографии.
- Умеет определять класс глагола, форму его времени. Умеет определять роль инфинитива в предложении, фонетические особенности образования инфинитива. Бакалавр умеет определять неличные формы глагола и характеризовать их
- Умеет определять класс глагола, форму его времени. Умеет определять роль инфинитива в предложении, фонетические особенности образования инфинитива. Бакалавр умеет определять неличные формы глагола и характеризовать их.
- Умеет определять происхождение звука О в словах СРЯ; знает судьбу напряженных фонем переднего и непереднего ряда.
- Умеет определять разряд местоимений, особенности изменения полных (местоименных) прилагательных
- Умеет различать понятия «старославянский язык», «церковнославянский язык», «праславянский язык», «древнерусский язык», «архетип», «праязык»; владеет периодизацией истории славянских языков
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. История языка как лингвистическое и историко-культурное понятие. Ис точники по истории языка. Правосточнославянские фонетические явления.
- Тема 2. Падение редуцированных и его последствия, история напряжённых гласных.
- Тема 3. История корреляции по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости.
- Тема 5. Переход е в о. История напряжённых фонем переднего и непереднего ряда.
- Тема 4. История корреляции согласных по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости
- Тема 6. Формальные особенности раннедревнерусского словоизменения. Категории древнерусского существительного. Звательный падеж.
- Тема 7. Формирование родовой субстантивной парадигмы в единственном числе
- Тема 8. Формирование внеродовой субстантивной парадигмы во множественном числе.
- Тема 9. История двойственного числа; история категории одушевлённости
- Тема 10. История числительных
- Тема 11. История местоимений и прилагательных
- Тема 12. История глагольных времён
- Тема 13. Диалектное членение в древнерусском языке
- Тема 14. Обзор проблематики исторического синтаксиса и исторической лексикологии.
Элементы контроля
- Активность на занятиях
- Контрольная работа
- ЭкзаменЭкзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 1 модуль
- 2021/2022 учебный год 3 модульОитоговая = 0.15Оконтр + 0.35актив + 0.5Оэкз
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Колесов В. В. - ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 217с. - ISBN: 978-5-534-03563-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoricheskaya-fonetika-russkogo-yazyka-437937
- Шахматов А. А. ; Под ред. Обнорского С.П. - ИСТОРИЧЕСКАЯ МОРФОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 395с. - ISBN: 978-5-9916-9605-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoricheskaya-morfologiya-russkogo-yazyka-437863
Рекомендуемая дополнительная литература
- Буслаев Ф. И. - ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ЭТИМОЛОГИЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 239с. - ISBN: 978-5-534-11842-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoricheskaya-grammatika-russkogo-yazyka-v-2-ch-chast-1-etimologiya-446263