• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

История русского языка

Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает: Департамент социальных наук
Когда читается: 3-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины история русского языка является усвоение студентами знаний о законах и принципах языковой эволюции (на материале исторической фонологии и исторической морфологии русского и других славянских языков); развитие представлений о внешних (историко-культурных, историко-социологических, историко-политических) и внутренних (сугубо лингвистических) факторах языковых изменений (на материале русского и других славянских языков); усвоение знаний о периодизации истории русского языка, о языковом и историко-культурном содержании этих периодов; формирование умений читать и анализировать грамматический и стилистический строй памятников восточнославянской письменности эпохи Средневековья.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с историей русского языка;
  • усвоение студентами знаний о законах и принципах языковой эволюции (на материале исторической фонологии и исторической морфологии русского и других славянских языков);
  • • развитие представлений о внешних (историко-культурных, историко- социологических, историко-политических) и внутренних (сугубо лингви- стических) факторах языковых изменений (на материале русского и других славянских языков);
  • усвоение знаний о периодизации истории русского языка, о языковом и ис- торико-культурном содержании этих периодов;
  • формирование умений читать и анализировать грамматический и стилисти- ческий строй памятников восточнославянской письменности эпохи Средневековья.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Бакалавр способен определять способ передачи числового значения в древнерусском и СРЯ.
  • Бакалавр способен различать древненовгородский диалект и древне- псковский диалекты: фонетические и морфологические изоглоссы праславянского и древнерусского происхождения. Южнодревнерусский диалектный ареал и его изоглоссы, проблема «киевского» и «галицко-волынского» диалектов. Смоленско-полоцкий диалект. Основные этапы формирования южновеликорусских, средневеликорусских и северновеликорусских говоров.
  • Знает основные направления исследований в области русского исторического синтаксиса, пути формирования русской лексики.
  • Определяет результаты направления унификации типов склонений в истории русского языка; знает исторические истоки вариативности падежных флексий существительных в единственном числе в современном русском языке и в текстах русской литературы XVIII—XIX вв. Знает историю категории одушевленности в СРЯ.
  • Способен объяснить процессы ассимиляции разных видов в СРЯ, правила современной русской орфографии в области шипящих и Ц.
  • Способен определять позиции редуцированных, находить результаты падения редуцированных в словах СРЯ.
  • Умеет анализировать разные гипотезы появления аканья в современном русском литературном языке.
  • Умеет выделять гласные разного происхождения, объяснять их трансформацию
  • Умеет объяснить формы существительных в СРЯ, находит примеры русско-церковнославянской адаптации соответствующих южнославянских (старославянских) форм, их отражение в орфографии.
  • Умеет определять класс глагола, форму его времени. Умеет определять роль инфинитива в предложении, фонетические особенности образования инфинитива. Бакалавр умеет определять неличные формы глагола и характеризовать их
  • Умеет определять класс глагола, форму его времени. Умеет определять роль инфинитива в предложении, фонетические особенности образования инфинитива. Бакалавр умеет определять неличные формы глагола и характеризовать их.
  • Умеет определять происхождение звука О в словах СРЯ; знает судьбу напряженных фонем переднего и непереднего ряда.
  • Умеет определять разряд местоимений, особенности изменения полных (местоименных) прилагательных
  • Умеет различать понятия «старославянский язык», «церковнославянский язык», «праславянский язык», «древнерусский язык», «архетип», «праязык»; владеет периодизацией истории славянских языков
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. История языка как лингвистическое и историко-культурное понятие. Ис точники по истории языка. Правосточнославянские фонетические явления.
  • Тема 2. Падение редуцированных и его последствия, история напряжённых гласных.
  • Тема 3. История корреляции по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости.
  • Тема 5. Переход е в о. История напряжённых фонем переднего и непереднего ряда.
  • Тема 4. История корреляции согласных по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости
  • Тема 6. Формальные особенности раннедревнерусского словоизменения. Категории древнерусского существительного. Звательный падеж.
  • Тема 7. Формирование родовой субстантивной парадигмы в единственном числе
  • Тема 8. Формирование внеродовой субстантивной парадигмы во множественном числе.
  • Тема 9. История двойственного числа; история категории одушевлённости
  • Тема 10. История числительных
  • Тема 11. История местоимений и прилагательных
  • Тема 12. История глагольных времён
  • Тема 13. Диалектное членение в древнерусском языке
  • Тема 14. Обзор проблематики исторического синтаксиса и исторической лексикологии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятиях
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    Оитоговая = 0.15Оконтр + 0.35актив + 0.5Оэкз
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Колесов В. В. - ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 217с. - ISBN: 978-5-534-03563-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoricheskaya-fonetika-russkogo-yazyka-437937
  • Шахматов А. А. ; Под ред. Обнорского С.П. - ИСТОРИЧЕСКАЯ МОРФОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 395с. - ISBN: 978-5-9916-9605-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoricheskaya-morfologiya-russkogo-yazyka-437863

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Буслаев Ф. И. - ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ЭТИМОЛОГИЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 239с. - ISBN: 978-5-534-11842-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoricheskaya-grammatika-russkogo-yazyka-v-2-ch-chast-1-etimologiya-446263

Авторы

  • Колчина Ольга Николаевна