• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Лингвистическая экспертиза

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Курс интегрируется с предыдущими курсами и дисциплинами, пройденными студентами на программе. Дает представление о профессиональном поле деятельности судебного эксперта-речеведа. Знакомит с основными видами речеведческих экспертиз и методиками, применяемыми в них.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Лингвистическая экспертиза» являются овладение студентами навыками проведения лингвистической экспертизы, в частности, экспертизы в области функционирования языка в обществе, а также навыками составления экспертного заключения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные понятия: судебная экспертиза», внесудебная (досудебная, независимая) экспертиза, экспертиза лингвистическая и фоноскопическая
  • Знать, в чем отличие судебной и внесудебной экспертиз; отличие терминов «эксперт» и «специалист»; значение термина «внутреннее убеждение эксперта/специалиста». Разбираться в законодательной базе, знание которой требуется эксперту при производстве экспертиз и исследований. Понимать особенности составления заключения эксперта (основные составляющие заключения, особенности формулирования выводов, метаязык лингвистической экспертизы)
  • Знать понятие «лингвистическая экспертиза», общие положения, предмет лингвистической экспертизы как судебной, так и внесудебной. Методологический и гносеологический аппарат лингвистической экспертизы. Различать понятия: основные виды речи, основные типы текстов, «поликодовый (креолизованный) текст», «электронный текст»
  • Знать: методику проведения экспертиз, связанных с указанными категориями дел; основные вопросы по категориям дел. Различать понятия: «негативная информация», «инвективная лексика», «неприличная форма», «нормы речевой культуры», «диагностический комплекс унижение», «адресат», «адресант», «информация о конкретном человеке», «публичность дискурса». Иметь представление о пределах компетенции эксперта-лингвиста и типичных ошибках экспертов.
  • Знать: методику проведения экспертиз, связанных с указанными категориями дел; основные вопросы по категориям дел. Различать понятия: «негативная информация», «призыв», «побудительное высказывание», «возбуждение вражды», «оправдание», «пропаганда», «бытовой экстремизм», «язык вражды». Иметь представление о пределах компетенции эксперта-лингвиста и типичных ошибках экспертов.
  • Знать: методику проведения экспертиз, связанных с указанными категориями дел; основные вопросы по категориям дел. Различать понятия: «идентификация лица по голосу и звучащей речи», «идентификационное исследование», «аудитивный, лингвистический и инструментальный анализ». Иметь представление о пределах компетенции эксперта-лингвиста и типичных ошибках
  • Знать: методику проведения экспертиз, связанных с указанными категориями дел; основные вопросы по категориям дел. Различать понятия: «экспертиза рекламного текста», «экспертиза товарного знака», «интерпретация языкового знака», особенности рекламного дискурса; «признаки рекламы», «коммуникативная цель», «сходство до степени смешения». Иметь представление о пределах компетенции эксперта-лингвиста и типичных ошибках
  • Знать: методику проведения экспертиз, связанных с указанными категориями дел; основные вопросы по категориям дел. Различать понятия: «вербальная агрессия», «угроза в криминальном дискурсе», типология угроз, угроза как средство возбуждения вражды. Иметь представление о пределах компетенции эксперта-лингвиста и типичных ошибках
  • Знать: методику проведения экспертиз, связанных с указанными категориями дел; основные вопросы по категориям дел. Различать понятия: «смысловое содержание», «маскировка содержательных элементов», «коммуникативные роли», «инициатор темы», «характер волеизъявления», «побуждение к действиям», «признаки воздействия». Иметь представление о пределах компетенции эксперта-лингвиста и типичных ошибках
  • Знать: методику проведения экспертиз, связанных с указанными категориями дел; основные вопросы по категориям дел. Различать понятия: концепция информационной безопасности; «дискредитация», «признаки фейка», «геймификация», «мультимодальные тексты», «семиотический подход». Иметь представление о пределах компетенции эксперта-лингвиста и типичных ошибках
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Экспертиза. Основные понятия
  • Экспертиза судебная.
  • Иные виды речеведческих экспертиз.
  • Экспертиза внесудебная (досудебная, независимая). Экспертиза производственная.
  • Фоноскопическая (фонографическая) экспертиза, экспертиза видео- и звукозаписи.
  • Лингвистическая экспертиза по категориям дел. Экстремизм. Cт. 280 («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»), ст. 282 («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») УК РФ.
  • Лингвистическая экспертиза по категориям дел. Ст. 5.61 («Оскорбление») КоАП РФ, ст. 297 («Неуважение к суду») УК РФ, ст. 319 («Оскорбление представителя власти») УК РФ, ст. 336 («Оскорбление военнослужащего») УК РФ.
  • Лингвистическая экспертиза по категориям дел. Ст. 152 («Защита чести, достоинства и деловой репутации») ГК РФ, ст. 129 («Клевета»)
  • Лингвистическая экспертиза.
  • Автороведческая экспертиза. Оригинальность, заимствования, плагиат.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий устные ответы на занятии
  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий письменный экзамен (тест + составление экспертного заключения)
  • неблокирующий устные ответы на занятии
  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий письменный экзамен (составление экспертного заключения)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.2 * устные ответы на занятии + 0.3 * домашнее задание + 0.5 * письменный экзамен (тест + составление экспертного заключения)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Криминалистика: Учебник / Е.Р. Россинская. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2019. — 464 с. : ил. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1012356
  • Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе : монография / Е. Р. Российская. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма : ИНФРА-М, 2018. - 576 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/977661
  • Судебно-экспертная деятельность: правовое, теоретическое и организационное обеспечение : учебник для аспирантуры / под ред. Е.Р. Россинской, Е.И. Галяшиной. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2019. — 400 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1016344
  • Теория судебной экспертизы (Судебная экспертология): Учебник / Е.Р. Россинская, Е.И. Галяшина, А.М. Зинин; Под ред. Е.Р. Россинской - 2-е изд., перераб и доп. - Москва :Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019.-368 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/995444

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Вернадская, Ю.С. Текст в рекламе: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032401 (350700) «Реклама» / Ю.С. Вернадская. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 288 с. — (Серия «Азбука рекламы»). - ISBN 978-5-238-01382-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028768
  • Выготский Л. С. - ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 336с. - ISBN: 978-5-534-07532-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-razvitiya-vysshih-psihicheskih-funkciy-437760
  • Выготский Л. С. - ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 432с. - ISBN: 978-5-534-07471-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/lekcii-po-psihologii-myshlenie-i-rech-437761
  • Голуб И. Б. - РУССКИЙ ЯЗЫК И ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА. СПРАВОЧНИК 3-е изд. Учебно-справочное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 355с. - ISBN: 978-5-534-10264-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-i-prakticheskaya-stilistika-spravochnik-442469
  • Голуб И. Б. - СТИЛИСТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА 6-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 484с. - ISBN: 978-5-534-07472-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/stilistika-russkogo-yazyka-433368
  • Психология рекламы: Учебное пособие/Мокшанцев Р. И., Науч. ред. Удальцова М. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, Сиб. согл., 2015. - 232 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование) (Обложка) ISBN 978-5-16-004777-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/429960
  • Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. - Настольная книга судьи: судебная экспертиза - Проспект - 2019 - ISBN: 978-5-392-29517-3 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/27770
  • Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе / Е.Р. Россинская; Российский фед. центр суд. экспертизы при Мин. юстиции РФ. - М.: НОРМА, 2008. - 688 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-468-00187-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/154404
  • Тарланов З. К. - МЕТОДЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 2-е изд., испр. и доп для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 236с. - ISBN: 978-5-534-07101-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metody-lingvisticheskogo-analiza-420842
  • Тарланов З. К. - ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 180с. - ISBN: 978-5-534-07061-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/yuridicheskaya-lingvistika-442182

Авторы

  • Жукова Валерия Валерьевна
  • Хоменко Анна Юрьевна