• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Цифровая грамотность

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс представляет собой адаптацию общеуниверситетского курса “Цифровая грамотность” специально для студентов образовательной программы “Фундаментальная и прикладная лингвистика” и направлен на формирование начальных компетенций в области работы с данными. В курсе будут рассмотрены базовые темы, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. Также будут рассматриваться более специализированные вопросы, связанные с применением компьютерных технологий для исследования языковых данных различных уровней сложности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обучить студентов принципам и методам использования цифровых инструментов в их области знания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выбрать подходящий формат для файлов изображений и звука
  • Знает историю возникновения интернета и всемирной паутины
  • Знает особенности типов данных и принципы работы современных технологий в географии
  • Знает понятие машинного обучения, виды моделей машинного обучения и их сущность, алгоритм оценки качества модели
  • Знает, что такое домен, какая у него структура, как завести себе домен
  • Конвертировать файл из одного формата в другой
  • Набирать на клавиатуре символы, которые на ней не изображены
  • Понимает смысл протокола TCP/IP, что такое IP адреса и какими они бывают
  • Понимает, как устроен Интернет
  • Различать ярлыки и символические ссылки на файлы и директории
  • Умеет настраивать уровни конфиденциальности своей информации в сети
  • Умеет правильно оформлять источники литературы
  • Умеет работать с текстом и изображениями
  • Умеет создавать агрегированные таблицы
  • Умеет создавать релевантные поисковые запросы для поиска информации в сети Интернет
  • Умеет создавать слайды, копировать, копировать стиль, менять фон слайда, дублировать форматирование, сохранять и экспортировать слайды в разных форматах
  • Умеет форматировать различные составляющие сплошного текста: шрифт, выравнивание на листе, отступы, межстрочные интервалы
  • Владеет навыками практической работы с данными и решения прикладных задач анализа и визуализации данных
  • Использовать переходные адаптеры для подключения несовместимых устройств. Стирать накопители без возможности восстановления информации.
  • Определить версию операционной системы, установленную на компьютере.
  • Понимает, как работают поисковые системы
  • Умеет вставлять изображения, таблицы, гиперссылки, нумерацию страниц
  • Умеет вызывать простейшие действия типа «копировать», «вставить», «найти», «отмена» и т.п.
  • Умеет защищать свои персональные данные от мошенников и вредоносного программного обеспечения
  • Умеет определить предмет своих поисков в онлайне и применять базовые формулы поисковых запросов в сети
  • Умеет ориентироваться на панели Google.Документы
  • Умеет осуществлять базовую визуализацию данных
  • Умеет отличать различные виды данных
  • Умеет получать библиографическую ссылку из Google Scholar
  • Умеет преобразовывать данные из одного типа в другой, вбивать формулы, растягивать формулы, копировать данные из одного листа на другой, переключать стили обращения к ячейкам, фиксировать ячейки в формулах
  • Умеет применять принципы написания и оформления электронных писем
  • Умеет проводить первичную обработку и анализ данных
  • Умеет работать с таблицами и графиками
  • Умеет распознавать угрозы цифрового пространства
  • Умеет создавать коллекции библиографических описаний и статей, добавлять материал в Zotero через браузер, проводник или вручную, создавать библиографические списки в несколько кликов
  • Умеет создавать нумерованный список, делить текст на колонки. Оптимизировать работу с текстом, создать стили (например, создавать заголовки).
  • Умеет хранить, загружать, находить и скачивать файлы на Google.Диске, предоставлять доступ к документу другим пользователям, комментировать документ и отвечать на комментарии других пользователей
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Компьютерная грамотность
  • Интернет и поиск
  • Компьютерная безопасность
  • Базовые текстовые технологии
  • Работа с табличными данными
  • Подготовка презентаций: инструменты и использование
  • Академическая грамотность. Написание исследовательских работ
  • Основы работы с данными
  • Юридические аспекты информационных технологий
  • Геоинформационные системы и пространственная визуализация
  • Структуры и модели данных
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Оценка за онлайн курс
    Курс "Цифровая грамотность" размещен на внутренней платформе НИУ ВШЭ [URL: online.hse.ru]. Оценка за дисциплину выставляется в соответствии с формулой оценивания от всех пройденных элементов контроля
  • неблокирующий Проект
  • неблокирующий Тесты
  • неблокирующий Контрольные работы
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.25 * Проект + 0.15 * Контрольные работы + 0.2 * Оценка за онлайн курс + 0.3 * Экзамен + 0.1 * Тесты
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Миркин Б. Г. - ВВЕДЕНИЕ В АНАЛИЗ ДАННЫХ. Учебник и практикум - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 174с. - ISBN: 978-5-9916-5009-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-analiz-dannyh-450262
  • Под ред. Кедровой Г. Е. - ИНФОРМАТИКА ДЛЯ ГУМАНИТАРИЕВ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 439с. - ISBN: 978-5-534-01031-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informatika-dlya-gumanitariev-450494

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дюк, В., & Фомин, В. (2008). Интеллектуальный анализ данных в гуманитарных областях. Программные Продукты и Системы, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15549904
  • Дюк, В., Флегонтов, А., & Фомина, И. (2011). Применение технологий интеллектуального анализа данных в естественнонаучных, технических и гуманитарных областях. Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, (138). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.2007827
  • Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М. - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 284с. - ISBN: 978-5-534-08297-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-455611

Авторы

  • Хусяинов Тимур Маратович