Бакалавриат
2021/2022
Цифровая грамотность
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Фундаментальная и прикладная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Где читается:
Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород)
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Хусяинов Тимур Маратович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
30
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс представляет собой адаптацию общеуниверситетского курса “Цифровая грамотность” специально для студентов образовательной программы “Фундаментальная и прикладная лингвистика” и направлен на формирование начальных компетенций в области работы с данными. В курсе будут рассмотрены базовые темы, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. Также будут рассматриваться более специализированные вопросы, связанные с применением компьютерных технологий для исследования языковых данных различных уровней сложности.
Цель освоения дисциплины
- Обучить студентов принципам и методам использования цифровых инструментов в их области знания.
Планируемые результаты обучения
- Выбрать подходящий формат для файлов изображений и звука
- Знает историю возникновения интернета и всемирной паутины
- Знает особенности типов данных и принципы работы современных технологий в географии
- Знает понятие машинного обучения, виды моделей машинного обучения и их сущность, алгоритм оценки качества модели
- Знает, что такое домен, какая у него структура, как завести себе домен
- Конвертировать файл из одного формата в другой
- Набирать на клавиатуре символы, которые на ней не изображены
- Понимает смысл протокола TCP/IP, что такое IP адреса и какими они бывают
- Понимает, как устроен Интернет
- Различать ярлыки и символические ссылки на файлы и директории
- Умеет настраивать уровни конфиденциальности своей информации в сети
- Умеет правильно оформлять источники литературы
- Умеет работать с текстом и изображениями
- Умеет создавать агрегированные таблицы
- Умеет создавать релевантные поисковые запросы для поиска информации в сети Интернет
- Умеет создавать слайды, копировать, копировать стиль, менять фон слайда, дублировать форматирование, сохранять и экспортировать слайды в разных форматах
- Умеет форматировать различные составляющие сплошного текста: шрифт, выравнивание на листе, отступы, межстрочные интервалы
- Владеет навыками практической работы с данными и решения прикладных задач анализа и визуализации данных
- Использовать переходные адаптеры для подключения несовместимых устройств. Стирать накопители без возможности восстановления информации.
- Определить версию операционной системы, установленную на компьютере.
- Понимает, как работают поисковые системы
- Умеет вставлять изображения, таблицы, гиперссылки, нумерацию страниц
- Умеет вызывать простейшие действия типа «копировать», «вставить», «найти», «отмена» и т.п.
- Умеет защищать свои персональные данные от мошенников и вредоносного программного обеспечения
- Умеет определить предмет своих поисков в онлайне и применять базовые формулы поисковых запросов в сети
- Умеет ориентироваться на панели Google.Документы
- Умеет осуществлять базовую визуализацию данных
- Умеет отличать различные виды данных
- Умеет получать библиографическую ссылку из Google Scholar
- Умеет преобразовывать данные из одного типа в другой, вбивать формулы, растягивать формулы, копировать данные из одного листа на другой, переключать стили обращения к ячейкам, фиксировать ячейки в формулах
- Умеет применять принципы написания и оформления электронных писем
- Умеет проводить первичную обработку и анализ данных
- Умеет работать с таблицами и графиками
- Умеет распознавать угрозы цифрового пространства
- Умеет создавать коллекции библиографических описаний и статей, добавлять материал в Zotero через браузер, проводник или вручную, создавать библиографические списки в несколько кликов
- Умеет создавать нумерованный список, делить текст на колонки. Оптимизировать работу с текстом, создать стили (например, создавать заголовки).
- Умеет хранить, загружать, находить и скачивать файлы на Google.Диске, предоставлять доступ к документу другим пользователям, комментировать документ и отвечать на комментарии других пользователей
Содержание учебной дисциплины
- Компьютерная грамотность
- Интернет и поиск
- Компьютерная безопасность
- Базовые текстовые технологии
- Работа с табличными данными
- Подготовка презентаций: инструменты и использование
- Академическая грамотность. Написание исследовательских работ
- Основы работы с данными
- Юридические аспекты информационных технологий
- Геоинформационные системы и пространственная визуализация
- Структуры и модели данных
Элементы контроля
- Оценка за онлайн курсКурс "Цифровая грамотность" размещен на внутренней платформе НИУ ВШЭ [URL: online.hse.ru]. Оценка за дисциплину выставляется в соответствии с формулой оценивания от всех пройденных элементов контроля
- Проект
- Тесты
- Контрольные работы
- Экзамен
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 1 модуль0.25 * Проект + 0.15 * Контрольные работы + 0.2 * Оценка за онлайн курс + 0.3 * Экзамен + 0.1 * Тесты
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Миркин Б. Г. - ВВЕДЕНИЕ В АНАЛИЗ ДАННЫХ. Учебник и практикум - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 174с. - ISBN: 978-5-9916-5009-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-analiz-dannyh-450262
- Под ред. Кедровой Г. Е. - ИНФОРМАТИКА ДЛЯ ГУМАНИТАРИЕВ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 439с. - ISBN: 978-5-534-01031-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informatika-dlya-gumanitariev-450494
Рекомендуемая дополнительная литература
- Дюк, В., & Фомин, В. (2008). Интеллектуальный анализ данных в гуманитарных областях. Программные Продукты и Системы, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15549904
- Дюк, В., Флегонтов, А., & Фомина, И. (2011). Применение технологий интеллектуального анализа данных в естественнонаучных, технических и гуманитарных областях. Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, (138). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.2007827
- Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М. - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 284с. - ISBN: 978-5-534-08297-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-455611