Бакалавриат
2021/2022
Лингвогеография Китая
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Язык, словесность и культура Китая)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Старостин Георгий Сергеевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
34
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина изучается на первом курсе. Основная задача дисциплины — дать учащемуся, только что приступившему к освоению типологически необычного китайского языка, базовый набор сведений и навыков («ключей»), необходимый для понимания и объяснения этой «необычности». В рамках курса изучаются такие темы, как: генетическая принадлежность китайского языка, его внутренняя история и диалектное членение; типологическая характеристика фонетики и грамматики классического и современного китайского языков, основные изменения в них от древности к современности; природа и история китайской письменности, ее приспособленность к типологическим чертам китайского языка; история изучения китайского языка в самом Китае, на Западе и в России, ее основные этапы.
Цель освоения дисциплины
- Ключевая цель читаемой дисциплины — предоставить в распоряжение студента определенный набор «базисных» теоретических и исторических сведений о китайском языке, который уже на начальном этапе обучения позволит ориентироваться в колоссальном разнообразии современных и исторически засвидетельствованных формах соответствующего языкового пространства.
Планируемые результаты обучения
- Студент должен знать базовые принципы устройства иероглифической письменности, уметь объяснить взаимосвязанность ее специфики с типологическим устройством китайского языка.
- Студент должен знать основные языковые семьи дальневосточного региона вместе с их крупнейшими и/или наиболее культурно значимыми представителями и примерно представлять себе картину их исторического взимодействия с носителями китайского языка.
- Студент должен понимать основные параметры диалектологической классификации китайского языка, понимать соотношение диалектных и литературных компонентов в разных формах китайского языка, знать основные диалектные группы китайского языка вместе с их крупнейшими и/или наиболее исторически значимыми представителями.
- Студент должен уметь вкратце охарактеризовать китайский язык (путунхуа) с точки зрения его основных фонетических и грамматических параметров, понимать фундаментальные отличия архаической фонологии и грамматики китайского языка от современной.
- Студент должен уметь ориентироваться в принципах исторической периодизации китайского языка, представлять себе примерное соотношение и взаимосвязанность исторических, литературных и лингвистических этапов развития китайской цивилизации.
- Студент должен усвоить современные представления о генетической принадлежности китайского языка и понимать, на каких научных основаниях они базируются.
Содержание учебной дисциплины
- Генетическая характеристика китайского языка
- Китайский язык в контексте общей языковой картины дальневосточного региона
- Историческая периодизация китайского языка
- "Диалекты" китайского языка и принципы их классификации
- Основные типологические характеристики китайского языка в синхронном и диахроническом аспектах
- Специфика иероглифической письменности применительно к китайскому языку
Элементы контроля
- РефератПо итогам прочитанных лекций и ознакомления с рекомендованной научной литературой студент готовит краткий (2-3 страницы) реферат по одной из обсуждаемых тем.
- ТестИтоговый тест должен продемонстрировать, что студент усвоил наиболее фундаментальные сведения и навыки, преподанные по ходу курса.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 3 модуль0.5 * Тест + 0.5 * Реферат
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.5 * Реферат + 0.5 * Тест
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Духовная культура Китая. [Т.3]: Литература. Язык и письменность, , 2008
- К истокам языкового разнообразия : десять бесед о сравнительно-историческом языкознании с Е. Я. Сатановским, Старостин, Г. С., 2016
Рекомендуемая дополнительная литература
- Лингвистический энциклопедический словарь, , 2002