Бакалавриат
2021/2022
Санскрит
Статус:
Курс обязательный (Языки и литература Индии)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
10
Контактные часы:
250
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина рассчитана на студентов 5 курса образовательной программы «Языки и литература Индии». Это подразумевает, что обучающиеся уже потратили 4 года на освоение санскрита (дисциплина «Санскрит» для 1, 2, 3 и 4 курсов) и знакомы с письменностью, грамматикой и лексикой этого языка. Кроме того, студенты прослушали курс лекции по «Введению в специальность», «Литература Индии», «Истории Индии» и имеют представления о культуре и истории Индии и об истории санскритской литературы.
Цель освоения дисциплины
- 1) закрепить знания в области грамматики, лексики и письменности санскрита, приобретенные студентами на 1, 2 и 3 годах обучения, и устранить пробелы и недочеты в этих знаниях;
- 1) закрепить знания в области грамматики, лексики и письменности санскрита, приобретенные студентами на 1, 2, 3 и 4 годах обучения, и устранить пробелы и недочеты в этих знаниях;
- закрепить знания в области грамматики, лексики и письменности санскрита, приобретенные студентами на первом году обучения, и устранить пробелы и недочеты в этих знаниях;
- познакомить студентов с историей языка и его местом в индоевропейской семье языков
- 2) познакомиться с жанром санскритского романа, с особенностями ритмики в прозе романа, с художественными приемами, использовавшимися классическим санскритским романистом Баной;
- 2) познакомиться со средневековой санскритской поэзией, с особенностями стихосложения в средневековой санскритской поэзии, с поэтическими фигурами, использовавшимися средневековыми классическими поэтами;
- научить студента основным произносительным нормам санскрита
- познакомиться с поэзией кавья, с особенностями стихосложения в классической санскритской поэзии, с поэтическими фигурами, использовавшимися древнеиндийскими классическими поэтами на ранних этапах развития кавьи.
- познакомиться с санскритским эпосом, а именно – со стилистическими и грамматическими особенностями эпического санскрита, и шире – с жанровыми особенностями эпической поэзии в целом и санскритского эпоса в частности;
- 3) получить представление о том, как в средневековой художественной литературе на санскрите перерабатывались и развивались древние эпические и пуранические сюжеты.
- 3) получить представление о том, как в средневековой художественной литературе на санскрите перерабатывались и развивались древние эпические и пуранические сюжеты;
- познакомить с письменностью, лексикой и грамматикой санскрита
- познакомиться с классической санскритской драмой, ее стилистическими особенностями на примере пьес Калидасы.
- 4) познакомиться с жанрами санскритской «научной» литературы, в частности, с ее наиболее известным жанром – сутрой.
- научить навыкам чтения, перевода и анализа оригинальных текстов на санскрите
Планируемые результаты обучения
- Знакомство с жанром санскритского романа, с художественными приемами, использовавшимися классическим санскритским романистом Баной
- Знакомство с образцами классической кавьи. Умение анализировать и верно интерпретировать поэтические приемы.
- Знакомство с образцами средневековой кавьи. Умение анализировать и верно интерпретировать поэтические приемы.
- Индуистская мифология в поэмах Калидасы. История Индии и творчество Калидасы.
- Описание с истории и древнейших образцов кавьи, с ее жанровыми особенностями. Знание основных фигур древнеиндийской поэзии.
- Ориентируется в различных электронных корпусах санскритских текстов, умеет пользоваться онлайн-словарями.
- Представление о наиболее востребованных в средневековой кавье мифологических сюжетах.
- Представления о языке и стиле классической санскритской драмы. Знание содержания пьес Калидасы.
- Представления о языке и стиле санскритских «научных» трактатов, о жанрах шастры и сутры.
- Представления о языке и стиле средневековой санскритской драмы. Знание содержания пьес Бхавабхути. Получение представления о том, как средневековыми авторами перерабатывались древние сюжеты эпоса.
- Приводить особенности использования формул и тем в санскритском эпосе, с особенностями композиционной структуры «Махабхараты» и «Рамаяны», с поэтикой санскритского эпоса, с его основными сюжетами.
- Способен использовать разные стратегии перевода, сообразуясь со стилистическими и содержательными особенностями того или иного санскритского текста.
- Способен находить новые, более эффективные подходы при анализе санскритских текстов повышенной сложности
- Способен организовать свою учебную и исследовательскую работу, работать с большими базами данных, грамматическими справочниками и словарями
- Способен работать с санскритскими словарями различной структуры, как в печатном, так и в онлайн формате. Умеет находить необходимую информацию в грамматических справочниках и компендиумах.
- Умеет найти наиболее эффективный и короткий путь при переводе сложных санскритских фраз.
- Умение переводить и подвергать анализу различные фрагменты поэмы.
- Умение переводить и подвергать анализу фрагменты из батальных сцен, сцен плача, наиболее известных вставных сюжетов, а также «философские» фрагменты «Махабхараты.
- Умение переводить и подвергать анализу фрагменты о похищении Ситы и о полете Ханумана на Ланку. Знание особенностей композиции поэмы и ее сюжетной структуры.
- Умение переводить и подвергать анализу фрагменты описаний побега из дворца, спящего гарема и четырех встреч.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Общие сведения о санскритском эпосе.
- Тема 1. Поэмы Калидасы. «Мегхадута».
- Тема 1. Бхарави.
- Тема 1. Бана.
- 1 курс. Раздел 1. Вводное занятие. Общие сведения о санскрите.
- Тема 2. Махабхарата.
- Тема 2. Поэмы Калидасы. «Рагхуванша» и «Кумарасамбхава».
- Тема 2. Магха.
- Тема 2. Шрихарша
- 1 курс. Раздел 2. Фонетический состав санскрита и письменность деванагари
- Тема 3. Рамаяна.
- Тема 3. Бхавабхути.
- Тема 3. Санскритская «научная» литература.
- 1 курс. Раздел 3. Введение в систему санскритского спряжения. Введение в систему санскритского склонения.
- Тема 4. Кавья
- Тема 3. Драма Калидасы.
- 1 курс. Раздел 4. Глаголы IV и Х классов. Склонение м. и ср. рода на -i и -u.
- Тема 5. «Буддхачарита» Ашвагхоши
- 1 курс. Раздел 5. Медиальный и активный залоги. Склонение имен ж. и м. родов на гласные.
- Тема 6. «Саундарананда» Ашвагхоши.
- 1 курс. Раздел 6. Оптатив и каузатив. Термины родства. Местоимения 1 и 2 лиц.
- 1 курс. Раздел 7. Имена на согласный
- 1 курс. Раздел 8. Местоимения idam и adas. Различные виды причастий. Деепричастия. Инфинитив. Степени сравнения прилагательных.
- 1 курс. Раздел 9. Композиты. Атематическое спряжение.
- 1 курс. Раздел 10. Перфект и будущее время.
- 1 курс. Раздел 11. Аорист. Дезидератив. Интенсив.
- 1 курс. Раздел 12. Индийская повествовательная проза. Санскритский синтаксис.
Элементы контроля
- Письменный тест
- Устный опрос.
- Самостоятельная работа
- Контрольная работа
- Экзамен
- Экзамен
- контрольные работы
- самостоятельные работы
- оценки за работу на практических занятиях
- письменные домашние работы
- письменные контрольные работы
- устный экзамен
- оценки за работу на практических занятиях
- письменные домашние работы
- письменные контрольные работы
- устный экзамен
- оценка посещаемости
- контрольные работы
- устный экзамен
Промежуточная аттестация
- 2018/2019 учебный год 1 модульПо согласованию с преподавателем.
- 2018/2019 учебный год 2 модульПо согласованию с преподавателем.
- 2018/2019 учебный год 4 модульПо согласованию с преподавателем.
- 2019/2020 учебный год 1 модульПо согласованию с преподавателем.
- 2019/2020 учебный год 4 модульПо согласованию с преподавателем.
- 2020/2021 учебный год 2 модульПо согласованию с преподавателем.
- 2020/2021 учебный год 4 модульПо согласованию с преподавателем.
- 2021/2022 учебный год 2 модульПо согласованию с преподавателем.
- 2021/2022 учебный год 4 модульПо согласованию с преподавателем.
- 2022/2023 учебный год 1 модуль0.4 * письменные контрольные работы + 0.4 * письменные домашние работы + 0.2 * оценки за работу на практических занятиях
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.2 * письменные домашние работы + 0.4 * устный экзамен + 0.2 * письменные контрольные работы + 0.2 * оценки за работу на практических занятиях
- 2022/2023 учебный год 3 модуль0.4 * письменные домашние работы + 0.4 * письменные контрольные работы + 0.2 * оценки за работу на практических занятиях
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Pollock, Sheldon. The Language of the Gods in the World of Men : Sanskrit, Culture, and Power in Premodern India, University of California Press, 2006. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=265551.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Douglas, P. (2010). Language and Truth : A Study of the Sanskrit Language and Its Relationship with Principles of Truth. London: Shepheard-Walwyn. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=347003
- Pfeiffer, M. (2019). An Introductory Sanskrit Reader. Norderstedt: PubliQation. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2023674
- Selot, S., Tripathi, N., & Zadgaonkar, A. S. (2011). Semantic Analysis Using Dependency Tree Construction for Sanskrit Language. IUP Journal of Computer Sciences, 5(2), 68–77. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=iih&AN=60102379
- William Dwight Whitney. (2013). Sanskrit Grammar. [N.p.]: Dover Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1153234