Бакалавриат
2021/2022
Амхарский язык
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Эфиопия и арабский мир)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
11
Контактные часы:
264
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина читается четыре года, со второго по пятый курс. Амхарский язык – один из самых многочисленных языков Эфиопии, рабочий язык правительства Эфиопии и административный язык ряда регионов Эфиопии. На протяжении многих веков амхарский язык выполнял роль государственного языка христианского эфиопского государства, был родным языком его правящей элиты и широко использовался как lingua franca на большей части территории эфиопского государства. Из живых эфиосемитских языков амхарский язык имеет старейшую письменную традицию. Первые литературные памятники на амхарском языке – самые ранние из так называемых «царских песен» - относятся к 14 – началу 15 вв. В 17-19 вв. начинается активное использование письменного амхарского языка. В 20 в. на амхарском языке формируется обширная современная литература. В современной Эфиопии амхарский язык по-прежнему занимает главенствующую позицию. Несмотря на то, что он утратил статус официального языка страны и в настоящий момент является лишь рабочим языком правительства, это язык, являющийся родным для значительной части населения страны, и используемый большей частью прочего населения как второй или третий язык. Знание амхарского языка является ключом к познанию культуры страны, ее истории, литературы, политической жизни и многих других аспектов. В рамках курса «Амхарский язык» студенты освоят грамматику амхарского языка и приобретут практические навыки чтения, письма и говорения на амхарском языке, письменного и устного перевода с амхарского и на амхарский язык, а также навыки пользования основными справочными пособиями (словарями и грамматиками).
Цель освоения дисциплины
- Целями учебной дисциплины «Амхарский язык» являются: • приобретение базовых знаний по грамматике языка • приобретение навыков чтения и лингвистического анализа учебных текстов; • формирование у студентов навыков работы со справочными пособиями по амхарскому языку (лингвистическими описаниями, словарями, интернет-ресурсами)
Планируемые результаты обучения
- Уметь интерпретировать результаты анализа данных в SPSS в контексте изучения общественного мнения и решения прикладных задач.
- Определённость и неопределённость как две граммемы категории детерминации. Формы определённого артикля в амхарском языке и особенности его линейного поведения в именных группах. Отрицательное спряжение глагола-связки в настоящем времени.
- Учащиеся знают основные разряды амхарских местоимений и умеют употреблять их в различного типа синтаксических конструкциях.
- Учащиеся получают общие сведения по истории и современному состоянию амхарского языка.
- Учащиеся приобретают базовые навыки в распознании грамматического рода существительных, а также умеют самостоятельно образовывать формы множественного числа подавляющего большинства субстантивов.
- Учащиеся различают три типа амхарских глаголов и правильно запоминают тип глагола при изучении его словарной статьи; умеют образовывать отрицательные формы претерита; умеют по-разному оформлять прямой объект в зависимости от его определённости/неопределённости. Учащиеся могут выразить идею обладания каким-либо лицом или предметом в прошлом в вопросах и ответах.
- Учащиеся распознают двусоставные именные предложения в текстах и умеют сами составлять такие предложения, используя усвоенную лексику.
- Учащиеся умеют правильно образовывать инфинитив от глаголов изученных классов и употреблять его в предложениях; распознают формы страдательно-возвратного залога в претерите и презенсе; умеют распознавать грамматическое время придаточного предложения по времени главного.
- Учащиеся умеют правильно образовывать отрицательные формы презенса от глаголов изученных классов и правильно употреблять с ними слитные объектные местоимения. Учащиеся могут выразить идею обладания каким-либо лицом или предметом в будущем в вопросах и ответах.
- Учащиеся умеют правильно строить все типы вопросов и давать на них ответы.
- Учащиеся умеют правильно употреблять амхарские количественные и порядковые числительные – в частности, владеют счётом на амхарском языке. Учащиеся распознают и умеют сами употреблять традиционные эфиопские цифры.
- Учащиеся умеют распознавать в текстах и правильно образовывать формы фреквентатива, взаимного залога, имени места и орудия, имени деятеля от глаголов изученных классов. Учащиеся могут правильно образовывать прошедшее длительное время и употреблять его в соответствии с его грамматической семантикой.
- Учащиеся умеют спрягать правильные трёхсогласные глаголы в претерите и распознавать такие формы в текстах. Учащиеся умеют строить глагольные предложения, соблюдая правильный порядок слов. Учащиеся могут выразить идею обладания каким-либо лицом или предметом в вопросах и ответах.
- Учащиеся умеют указывать любую дату и время суток при помощи эфиопской системы обозначения времени.
- Учащиеся усваивают весь инвентарь амхарского слогового письма и могут правильно прочитать любое амхарское слово.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в изучение амхарского языка.
- Фонетика и начатки фонологии амхарского языка.
- Двусоставное предложение с именным сказуемым.
- Согласовательные категории существительных: род, число.
- Грамматическая категория детерминации. Именное предложение, содержащее отрицание.
- Основные разряды местоимений амхарского языка.
- Имя числительное.
- Структура и употребление вопросов в амхарском языке.
- Введение в структурно-функциональные особенности амхарского глагола.
- Структурно-функциональные особенности амхарского глагола (продолжение).
- Эфиопский календарь. Обозначение времени суток.
- Настояще-будущее время (презенс).
- Другие глагольные формы и парадигмы амхарского языка.
- Другие глагольные формы и парадигмы амхарского языка (продолжение).
Элементы контроля
- посещаемость
- письменные домашние работы
- Лексические диктанты
- контрольные работы
- Экзамен
- посещаемостьоценивается присутствие учащегося на занятиях
- письменные домашние работы
- лексические диктанты
- контрольные работы
- экзаменУстный экзамен из двух частей (грамматическая тема + тема для устной беседы)
- экзаменэкзамен из двух частей (грамматическая часть + тема для устной беседы)
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.5 * посещаемость + 0.5 * письменные домашние работы
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.6 * Экзамен + 0.2 * контрольные работы + 0.2 * Лексические диктанты
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.6 * экзамен + 0.2 * письменные домашние работы + 0.1 * лексические диктанты + 0.1 * посещаемость
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.1 * посещаемость + 0.1 * лексические диктанты + 0.2 * письменные домашние работы + 0.4 * экзамен + 0.2 * контрольные работы
- 2023/2024 учебный год 2 модульПо согласованию с преподаватеелм.
- 2023/2024 учебный год 4 модульПо согласованию с преподавателем.
- 2024/2025 учебный год 4 модульПо согласованию с преподавателем.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Katzner, K. (2002). The Languages of the World (Vol. 3rd ed). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=74841
- Pat-El, N., & Huehnergard, J. (2019). The Semitic Languages: Vol. Second edition. Routledge.
- Weninger, S., Watson, J. C. E., Streck, M. P., & Khan, G. (2011). The Semitic Languages : An International Handbook. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=430020
Рекомендуемая дополнительная литература
- Ethiopia : history, culture and challenges / edited by Siegbert Uhlig, David Appleyard, Alessandro Bausi, Wolfgang Hahn, and Steven Kaplan. (2017).