Бакалавриат
2021/2022
Введение в специальность (синология)
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Язык, словесность и культура Китая)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Волчкова Елизавета Витальевна,
Старостина Аглая Борисовна,
Тертицкий Константин Маркович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
70
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина изучается на первом курсе. Главная задача дисциплины — дать студентам краткое представление об основных особенностях традиционной и современной китайской цивилизации, заложив тем самым основу для дальнейшего, более глубокого изучения этих особенностей в рамках более специализированных курсов. Дисциплина тематически подразделяется на пять блоков. В первом, «География и история Китая», упор делается на ознакомление с территориально-административным устройством Китая и основными вехами китайской истории. Второй, «Литература и словесность Китая», знакомит студентов с развитием китайской литературной традиции с древнейших времен по настоящее время. В третьем блоке («Философские учения Китая») даются основные сведения о конфуцианстве, даосизме и других традиционных китайских учениях, оказавших влияние на становление китайского общества. Четвертый блок («Религиозные системы и основные духовные ценности китайской цивилизации») знакомит студентов с основными элементами религиозной жизни традиционного и современного китайского общества. Пятый блок «История китаеведения в России» посвящен основным этапам развития отечественной синологии.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины являются ознакомление студентов с основными особенностями традиционной и современной китайской цивилизации, что позволило бы заложить основу для дальнейшего, более глубокого изучения этих особенностей в рамках более специализированных курсов.
Планируемые результаты обучения
- Знать главные этапы развития советского китаеведения, уметь охарактеризовать основные исследовательские и образовательные китаеведческие структуры советского периода.
- Знать и понимать самые общие особенности классической китайской драмы, ее место в системе словесности
- Знать и понимать самые общие особенности классической китайской поэзии
- Знать и понимать самые общие особенности эволюции китайской прозы, представлять себе соотношение поэзия/проза в системе классической словесности Китая.
- Знать основные направления литературы XX века, основных автор и наиболее важные произведения этого периода
- Знать основные события политической истории Китая в новое и новейшее время; эволюцию социальной структуры, состояние экономики и развитие хозяйственной деятельности на разных этапах новой и новейшей истории Китая.
- Знать основные центры китаеведения в России XVIII–XIX вв., уметь охарактеризовать главные направления их работы.
- Знать особенности взаимодействия и взаимного восприятия даосизма, конфуцианства и буддизма в китайской культуре. Иметь представление о социальной роли разных течений внутри этих религиозно-философских систем.
- Знать периодизацию истории Китая, основные события политической истории Китая в древности и средние века; эволюцию социальной структуры, состояние экономики и развитие хозяйственной деятельности на разных этапах древней и средневековой истории Китая; характер и специфику китайской культуры, ее общие и особенные черты по сравнению с другими народами Восточной Азии.
- Знать периодизацию истории контактов Китая с государствами, расположенными на территории современной России, уметь охарактеризовать основные источники сведений о Китае в России XVII века.
- Знать периодизацию истории контактов Китая с Западом и основные характеристики образа Китая в Европе в соответствующий период.
- Иметь общее представление о доктринальных особенностях «западных» учений в Китае, о процессе их взаимодействия с местными традициями и сложностях адаптации, а также об основных социально-политических и культурных аспектах этой адаптации.
- Иметь представление о наиболее известных древнекитайских мифологических сюжетах, уметь назвать основные религиозные течения и дать им характеристику.
- Познакомиться с периодизацией и номенклатурой школ классической и средневековой китайской философии, понять исторический контекст существования этих школ и значения для них каноноведения.
- Понимание соотношения культура/словесность применительно к словесной традиции Китая, знание взаимосвязи «картины мира» и канона словесности.
- Разбираться в особенностях историко-философского процесса в Китае XVIII–XXI веков, уметь назвать его основные течения и персоналии и дать им характеристику.
- Уметь выделять и характеризовать основные регионы Китая, знать основные горные системы и реки Китая, знать этапы формирования территории Китая и его границ с сопредельными государствами.
- Уметь охарактеризовать основные процессы трансформации российского китаеведения в постсоветский период, перечислить основные исследовательские и издательские проекты этого времени.
- Усвоить основы цивилизационного подхода, ориентироваться в базовых идеологических понятиях эпох Шан – Восточная Чжоу, используя полученные в ходе предыдущих блоков знания.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Китай: территория, региональное деление, история формирования границ
- Тема 2. История Китая: древность и средние века
- Тема 3. История Китая: новое и новейшее время
- Тема 4. Культура и словесность
- Тема 5. Поэзия – основной род китайской словесности
- Тема 6. Повествовательная проза
- Тема 7. Драматургия и театр
- Тема 8. Китайская литература в XX - XXI вв.
- Тема 9. Специфика китайской философии. Предфилософия и ранняя философия
- Тема 10. Классическая и средневековая китайская философия
- Тема 11. Китайская философия нового и новейшего времени
- Тема 12. Религиозные и мифологические представления в Древнем Китае.
- Тема 13. Взаимодействие даосизма, конфуцианства и буддизма
- Тема 14. Христианство, ислам и другие «западные» учения в Китае
- Тема 15. Межкультурные контакты и их изучение. Основные этапы развития мирового китаеведения
- Тема 16. Контакты русских княжеств и «Золотой Орды» (Улуса Джучи) с Китаем, первые российские дипломатические миссии в Пекине, первые русские описания Китая (XIII–XVII вв.)
- Тема 17. Китаеведение в Российской империи
- Тема 18. Советское китаеведение
- Тема 19. Российское китаеведение (1991–2021)
Элементы контроля
- контрольная работа 1
- контрольная работа 2
- контрольная работа 3
- контрольная работа 4
- контрольная работа 5
- письменная экзаменационная работа 1
- письменная экзаменационная работа 2
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.3 * письменная экзаменационная работа 1 + 0.35 * контрольная работа 2 + 0.35 * контрольная работа 1
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.2 * контрольная работа 3 + 0.2 * контрольная работа 4 + 0.3 * контрольная работа 5 + 0.3 * письменная экзаменационная работа 2
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Духовная культура Китая. [Т.1]: Философия, , 2006
- Духовная культура Китая. [Т.2]: Мифология. Религия, , 2007
- Духовная культура Китая. [Т.3]: Литература. Язык и письменность, , 2008
- Духовная культура Китая. [Т.4]: Историческая мысль. Политическая и правовая культура, , 2009
- Духовная культура Китая. [Т.6 (дополнительный)]: Искусство, , 2010
- Историческая география мира : учеб. пособие для вузов, Максаковский, В. П., 2016
- Кучинская, Т. (2012). Россия И Китай В Социокультурном Пространстве Северо-Восточной Азии. Исторические, Философские, Политические и Юридические Науки, Культурология и Искусствоведение. Вопросы Теории и Практики, 6–2.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Ван, Ц. (2011). Даосизм Как Образ Жизни. ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, 6.
- Варова, Е. (2013). Даосские Храмы И Ритуально-Богослужебная Практика В Современном Китае.
- ГРИГОРЬЕВ ВАЛЕРИЙ СЕРГЕЕВИЧ. (2015). Публицистика академика Н. Я. Бичурина в научно-культурном пространстве российской империи. Исторические, Философские, Политические и Юридические Науки, Культурология и Искусствоведение. Вопросы Теории и Практики, 11–3 (61).
- ДИКАРЕВ А.Д., & КОБЗЕВ А.И. (2014). Более чем 40-летняя традиция изучения китайских традиций в России. Общество и Государство в Китае, 44–1.
- ЖУРАВЛЕВА ЕВГЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА. (2015). Китаеведение В России. Интервью С Заместителем Директора Института Дальнего Востока Ран В.Я. Портяковым. Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия: Международные Отношения, 1.
- ЗЕЛЬНИЦКИЙ АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ. (2014). Краткий очерк политики государства в области верований и ритуалов в Китае эпохи Тан (618-907). Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение, 1.
- Изотов, Д. А. (2020). Торговые взаимодействия регионов КНР с Россией: эффект границ. Spatial Economics, 3, 24–51. https://doi.org/10.14530/se.2020.3.024-051
- КРАВЦОВА МАРИНА ЕВГЕНЬЕВНА. (2015). Смысловые подтексты китайской поэзии на любовные темы: стихи дворцового стиля ( гунтиши). Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение, 1.
- ЛИ МЭНЛУН. (2016). История В Развитии Российско-Китайских Отношений (1991-2015). Актуальные Проблемы Гуманитарных и Естественных Наук, 5–1.
- Лукинский, Н. А., & Шерстова, Л. И. (2018). Пекинская Опера: Происхождение И Эволюция. Tomsk State University Journal of History, 54, 161–165. https://doi.org/10.17223/19988613/54/25
- НИМЕНСКАЯ О.С. (2016). Межкультурный Диалог: Китай И Европа. Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия: Философия, 4.
- Родионов, А. (2010). О переводах новейшей китайской прозы на русский язык после распада СССР. Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 13. Востоковедение. Африканистика, 2.
- Телушкина, О. В. (2017). АКТУАЛИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В СОВЕТСКИХ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ИЗДАНИЯХ О КИТАЕ В 20-30-х ГОДАХ XX ВЕКА. Proceedings of Kazan University. Humanities Series / Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 159(6), 1497–1508.