• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Этнология Китая

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Язык, словесность и культура Китая)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Этнология Китая» должен познакомить студентов с этническим составом населений Китая, основами культуры китайцев, их самосознанием. Преподавание курса также должно способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся и позволить им не только опознавать и правильно оценивать те явления культуры и особенности менталитета, с которыми они могу столкнуться при общении с носителями китайской культуры, но и усвоить китайскую лексику, связанную с реалиями, изучаемыми на занятиях. В рамках курса студенты должны получить основные сведения об этногенезе китайцев, этническом составе населения страны, об основах китайской материальной, социальной и духовной культуры, о китайском менталитете и особенностях этнического самосознания. В ходе изучения курса студенты должны ознакомиться с основной отечественной научной литературой, где рассматриваются вопросы, связанные с этнографической проблематикой. Особое внимание уделяется тем знаниям, которые могут быть в дальнейшем использованы студентами в ходе стажировки и работы в Китае, а также при контактах с китайцами в России.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса состоит том, чтобы сообщить студентам основные сведения об этногенезе китайцев, этническом составе населения Китая, об основах китайской материальной, социальной и духовной культуры, о китайском менталитете и особенностях этнического самосознания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь характеризовать основные общественные институты традиционного Китая, их роль и функции в современном обществе.
  • Знать основную специфику религиозных верований китайцев; уметь характеризовать основные элементы традиционной картины мира.
  • Знать основные этнические группы, населяющие современный Китай.
  • Иметь представление об основных подходах к изучению китайского менталитета, уметь характеризовать китайскую традиционную систему ценностей, знать основные понятия, значимые для нормативного поведения в китайском обществе.
  • Понимать основные представления о времени в традиционной культуре Китая, знать принципы устройства китайского традиционного календаря, основные традиционные и современные праздники.
  • Уметь выделять и характеризовать основные регионы Китая, знать особенности формирования этнического самосознания ханьцев.
  • Уметь характеризовать основные элементы традиционной материальной культуры Китая.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение. Основная проблематика курса
  • Тема 2. Народы Китая. Этнические процессы в КНР
  • Тема 3. Материальная культура китайцев
  • Тема 4. Духовная культура китайцев
  • Тема 5. Социальная культура китайцев
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий самостоятельная работа
  • неблокирующий доклад
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий письменная экзаменационная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.2 * самостоятельная работа + 0.2 * контрольная работа + 0.3 * доклад + 0.3 * письменная экзаменационная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Китайская цивилизация, Малявин, В. В., 2000
  • Китайский этнос на пороге средних веков, Крюков, М. В., 1979
  • Народы и религии мира : энциклопедия, , 1998
  • Экономика жизни. Менеджмент и стратегии бизнеса в Китае, Малявин, В.В., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Духовная культура Китая. [Т.4]: Историческая мысль. Политическая и правовая культура, , 2009