• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Инструменты и методы в коммуникационных исследованиях

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление: 42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 94

Программа дисциплины

Аннотация

Основной курс специализации «Исследования в коммуникациях» отличается своей методологической направленностью, что является его уникальной чертой по отношению к другим курсам, реализованным в рамках образовательной программы. Задача данного курса – оснастить студентов уникальным инструментарием для работы с эмпирическими данными, агрегации полученных результатов и создания уникальных коммуникационных продуктов. В результате освоения дисциплины студенты смогут формулировать инсайты и предлагать коммуникационные решения, основываясь на креативе, подкрепленном результатами исследования на эмпирических материалах, что делает такие решения более точными и конкурентными среди прочих альтернатив. Логика курса построена таким образом, что студенты начинают погружаться в методологию коммуникационных исследований, разбирая сложные кейсы исследований и применения Big Data в кампаниях. Наработав критическое мышление в рамках оценки релевантности применения тех или иных методов и инструментов для решения содержательных задач, студенты осваивают непосредственно сами методы работы с данными, в том числе анализ больших данных. Дополнительным преимуществом данного курса является то, что студенты для работы с данными осваивают язык программирования Python в более простом формате как язык для анализа данных, что позволяет им стать более конкурентоспособными на рынке труда. Курс сочетает в себе лучшие практики аналитической работы, анализа больших данных и основы дата-ориентированных коммуникаций, что является приоритетным направлением в индустрии сегодня.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов третьего курса направления «Реклама и связи с общественностью» теоретических знаний и профессиональных компетенций, связанных с проведением коммуникационных исследований (социологических, маркетинговых, в PR и политических кампаниях)
  • формирование профессиональных компетенций по работе с данными, используя язык программирования Python
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные типы коммуникационных исследований
  • Может различать стратегии и подбирать методы в соответствии с содержательными задачам
  • Знает основные концепции коммуникационного исследования
  • Умеет считать метрики для разных задач
  • Знает, как переводить данные в метрики
  • Знает основные инструменты и методы исследований
  • Знает основные типы объектов в Python
  • Умеет решать базовые задачи программирования
  • Умеет применять функции из библиотек
  • Знает, как написать пользовательские функции
  • Умеет обращаться к данным не из баз данных через API или через requests
  • Знает основные задачи машинного обучения
  • Может сопоставить задачам машинного обучения методы
  • Умеет ставить и принимать аналитические задачи
  • Умеет задавать конкретные исследовательские вопросы
  • Умеет применять инструменты библиотеки для автоматизации задач
  • Владеет навыками построения базовых предиктивных моделей
  • Умеет кластеризировать объекты и предобрабатывать данные для кластеризации объектов
  • Умеет решать задачу сегментации посредством применения инструментов машинного обучения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Типы исследований: научные / прикладные; formative / evaluative / predictive; исследования в политических и PR кампаниях
    Введение в методологию и методы исследований в коммуникациях. Стратегические коммуникации: определение инструментария и базовые принципы формирования стратегии. Коммуникационные исследования как основа стратегических коммуникаций. Рынок прикладных коммуникационных исследований в России и мире. Онлайн-панели как первая революция на рынке исследований (OMI). Большие данные как вторая революция на рынке (исследования Yandex, Google). Анализ кейсов.
  • Концептуальный аппарат исследований в коммуникациях
    Качественная и количественная методология исследований. Базовый аппарат количественных исследований: квантификация, операционализация, измерение, шкалы (номинальная, порядковая, интервальная и др.). Методы сбора и методы анализа данных. Типы выборок, алгоритмы sampling. Online и offline методология исследований. Big N vs Small N в исследованиях. Типы и источники данных. Умные данные. Оценка качества собранных данных. Деанонимизация. Мифы о больших данных. Анализ кейсов.
  • Данные и метрики: отличие данных от метрик
    Типы данных, источники данных, ограничения данных. Структурированные и неструктурированные данные. Введение в науку о метриках. Виды коммуникационных метрик. Линейные и нелинейные характеристики. Работа с не-коммуникационными данными в коммуникационных задачах. Алгоритм агрегирования данных в метрику. Анализ кейсов.
  • Введение в инструменты и методы коммуникационных исследований
    Обзор классов методов в исследованиях коммуникаций. Ограничения методов. Машинное обучение без кода. Корреляция, ковариация и каузальность. AB-тест и экспериментальные методы коммуникационных исследований.
  • Объектно-ориентированное программирование
    Введение в программирование в Python: объекты (строка, список, словарь, integer, float и др.), циклы (for, while, try), функции (синтаксис функции def, самостоятельное написание функций), регулярные выражения (описание шаблонов для поиска текста и проверки соответствия текста шаблону, принципы работы с подстроками), сортировка (выбором, вставками, методом «пузырька», Шелла).
  • Библиотека и ее базовое устройство
    Обращение с документацией библиотеки. Библиотеки в Python: numpy (линейная алгебра и прочие математические операторы), pandas (работа с data frame), requests (разработка веб-проекта), TensorFlow (машинный интеллект, сложные модели, комплексные вычисления) и др.
  • Постановка задачи сбора данных с веб-страниц
    Архитектура сайтов и различные варианты разметки. Ограничения по сбору данных с интернет-страниц (requests, Seleniun и модуль time). Инструменты сбора данных с веб-страниц: XML, BeautifulSoup. Сбор данных через подключение к API. Этический аспект сбора данных о пользователях. Принципы публикации данных и анонимизация. Анализ кейсов.
  • Задачи машинного обучения в коммуникационных исследованиях
    Обучение с учителем и без учителя: особенности и различия. Терминологический аппарат машинного обучения: объекты, признаки, обучение, переобучение, функция потерь. Подмножества: обучающее и тестовое. Кросс-валидация и ее виды.
  • Как ставить и принимать аналитические задачи
    Принцип пирамиды; правила постановки вопросов; стандарты обработки данных и системы прикладного анализа; CRISP-DM.
  • Pandas для прикладных задач; обращение к данным не из БД
    Pandas, структура датасета, основные статистики, срезы данных, ищем страны с наибольшим потреблением электроэнергии; parsing и web-scrapping; API; json.
  • Основные виды МЛ моделей; особенности предсказаний в машинном обучении
    Меры качества предсказания используемого алгоритма. Линейная и логистическая регрессии как базовые предиктивные модели. Кривая AUC-ROC, F-меры (гармоническое среднее). Регуляризация L1 и L2. Способы преодоления проблемы переобучения в машинном обучении. Анализ кейсов.
  • Кластеризация: kmeans, PCA, иерархическая кластеризация
    Кластеризация: k-means для изображений, новостных тематик и спортивных матчей, PCA, иерархическая кластеризация.
  • Способы сегментации аудитории в маркетинге и сценарии использования
    RFM-сегментация: главный принцип построения, два способа построения, визуализация и варианты использования сегментов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Итоговый проект
  • неблокирующий Контрольная работа во 2 модуле
  • неблокирующий Аудиторная работа во 2 модуле
  • неблокирующий Домашние работы
  • неблокирующий Коллоквиум
    Коллоквиум проходит в письменной форме. На коллоквиуме запрещено использовать конспекты и / или любые иные записи; категорически запрещается выходить во время проведения коллоквиума; категорически запрещается пользоваться любыми техническими средствами; запрещается переговариваться с другими студентами. Студент получает оценку, пропорциональную числу правильных ответов.
  • неблокирующий Презентация программы исследования
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.07 * Аудиторная работа во 2 модуле + 0.33 * Домашние работы + 0.3 * Итоговый проект + 0.23 * Коллоквиум + 0.035 * Контрольная работа во 2 модуле + 0.035 * Презентация программы исследования
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Croucher, S. M., & Cronn-Mills, D. (2019). Understanding Communication Research Methods : A Theoretical and Practical Approach (Vol. Second edition). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1776493
  • Hayes, A. F. (2005). Statistical Methods for Communication Science. Mahwah, N.J.: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=268335
  • Hetland, M. L. (2014). Python Algorithms : Mastering Basic Algorithms in the Python Language (Vol. Second edition). [New York, N.Y.]: Apress. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1174465

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hetland, M. L. (2017). Beginning Python : From Novice to Professional (Vol. Third edition). New York: Apress. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1174463
  • Lipsman, A., Mud, G., Rich, M., & Bruich, S. (2012). The Power of “Like”: How Brands Reach (and Influence) Fans Through Social-Media Marketing. Journal of Advertising Research, 52(1), 40–52. https://doi.org/10.2501/JAR-52-1-040-052
  • When communication meets computation: opportunities, challenges, and pitfalls in computational communication science. (2018). Communication Methods and Measures, 12(2–3: Computatiol Methods for Communication Science), 81–92. https://doi.org/10.1080/19312458.2018.1458084
  • Wouters, P., Zahedi, Z., & Costas, R. (2018). Social media metrics for new research evaluation. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1806.10541