Бакалавриат
2020/2021
Культура и коммуникации
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление:
42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Евстафьев Дмитрий Геннадиевич,
Мелкумова Елена Станиславовна,
Таратухина Юлия Валерьевна,
Цыганова Любовь Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
94
Программа дисциплины
Аннотация
В результате освоения дисциплины студент способен проводить научные исследования в области науки о коммуникациях (базовые концепции cultural studies), дифференцировать барьеры межкультурного общения, адаптации к другим культурам и культурный̆ шок; применять стратегии культурного производства к повседневной̆ жизни.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины является овладение базовыми теоретическими и практическими подходами к культурным исследованиям с акцентированием особого внимания к пониманию средств массовой̆ информации и массовой̆ культуры. Для освоения учебной̆ дисциплины студенты должны владеть навыками работы с компьютером и уметь логически верно и аргументированно строить письменную и устную речь.
Планируемые результаты обучения
- Знает основные понятия, выделяет соотношение глобального и глокального
- Знает ключевые понятия, цели и задачи к изучению культуры и их применению к пониманию политических изменений
- Может выделить нормы коммуникации в соответствии с религиозными и моральными ценностями индивида.
- Знает основные параметры и методы культурных исследований
- Может выявить феномен культурной памяти в историческом и политическом контекстах? Понимает различия феномена в российских и иностранных культурных институциях
- Знает классификацию видов искусства, может приводит релевантные примеры
- Знает цели и задачи социокультурных институтов, классификацию социокультурных институтов, социокультурные коллаборации
- Умеет использовать инструменты эмоционального нетворкинга в работе над культурными проектами
- Знает как создавать нарратив и управлять восприятием с помощью медиа
- Знает историю развития музейного дела, новые тенденции развития музейного дела
- Знает классификацию категорий посетителей, основные инструменты исследования аудитории
- Знает новые тенденции развития театрального дела, основы маркетинга и фандрайзинга в театре
- Знает особенности телеплощадок и подходы к их развитию
- Знает особенности работы над кинопроектом
- Может провести анализ живописи как форму искусства, знает теорию композиции.
- Может выявить роль специалиста по коммуникациям в архитектуре
- Знает теорию форм и е применение в культурных коммуникациях
- Знает краткую историю искусства и фотографии в контексте культурных коммуникаций, теорию композиции.
- Знает теорию композиции, прием минус и их применение в культурных коммуникациях
- Знает термин визуализация искусства, знает искусство Постмодерна и тенденции виртуализации искусства
- Знать этапы становление межкультурных коммуникаций как области знаний. Понимать специфику исследовательской области
- Знать понятие межкультурной коммуникации. Различать уровни межкультурной коммуникации и формы межкультурной коммуникации.
- Понимать и уметь применять исследования межкультурных коммуникаций с позиций парадигмы социальных наук, интерпретативной парадигмы и критической парадигмы, cultural studies. Знать теорию четырех измерений культуры Ховстеде. Теория управления беспокойством и неопределенностью Гудикунста
- Знать основные теории межкультурные коммуникации и аккультурация. Кросс-культурная теория адаптации (cross-cultural adaptation theory). Культурный шок. У-образная теория (U-curve theory). Интегративная модель (integrated model). Владеть терминологией. Уметь анализировать процессы транснационализма и миграции.
- Знать не западные теории межкультурной коммуникации, различать пост и деколониальные исследования. Иметь представление о деколониальном проекте, теоретических и идеологических истоки пост- и деколониальных исследований, их основные отличия
- Знать история становления и развития субкультур и их коммуникации с доминантной культурой. Понимать значение понятий постсубкультура, субпоток, городские племена.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Становление межкультурных коммуникаций как области знаний.Введение. Цели и задачи курса. Прикладной̆ характер дисциплины История становления дисциплины «межкультурные коммуникации». Причины и предмет изучения межкультурных коммуникаций. Междисциплинарные основания межкультурных коммуникаций.
- Тема 2. Виды и уровни межкультурной коммуникации.Понятие межкультурной коммуникации. Уровни межкультурной коммуникации. Формы межкультурной коммуникации.
- Тема 3 Научные парадигмы в исследованиях межкультурных коммуникаций.Исследования межкультурных коммуникаций с позиций парадигмы социальных наук, интерпретативной парадигмы и критической парадигмы, cultural studies. Теория четырех измерений культуры Ховстеде. Теория управления беспокойством и
- Тема 4 Межкультурные коммуникации и аккультурация.Межкультурные коммуникации и аккультурация. Кросс-культурная теория адаптации (cross-cultural adaptation theory). Культурный шок. У-образная теория (U-curve theory). Интегративная модель (integrated model). Транснационализм. Мультикультурная идентичность.
- Тема 5. Незападные теории межкультурной коммуникации.Незападные теории межкультурной коммуникации. Деколониальный проект Теоретические и идеологические истоки пост- и деколониальных исследований. Основные отличия пост- и деколониальных теорий.
- Тема 6. Теоретико - методологические подходы к изучению субкультур.История становления и развития субкультур и их коммуникации с доминантной культурой.
- Тема 7. Глобализация и культураОпределение глобализации, культуры и визуальной̆ кросс-культуры. Ключевые понятия, цели и задачи к изучению культуры и их применению к пониманию социальных и культурных изменений.
- Тема 9. Религия, мораль, ценностиОпределение норм коммуникации. Ритуалы и табу культур. Религия. Рассмотрение примеров.
- Тема 8. Культура и властьОпределение культуры и власти. Ключевые понятия, цели и задачи к изучению культуры и их применению к пониманию политических изменений. Рассмотрение примеров.
- Тема 10. Культурная памятьОпределение феномена культурной̆ памяти в историческом и политическом контекстах. Классификации памяти (коллективная, индивидуальная; национальная, культурная). Определение национальной̆ идентичности. Связь понятий национальной̆ идентичности и феномена культурной̆ памяти. Различия феномена культурной̆ памяти в российских и иностранных институциях.
- Тема 11. Культурные исследования (Cultural Studies).Определение культуры. История и культурные паттерны. Социальные факторы и культурные изменения. Культурный̆ подход к исследованиям коммуникаций. Культурные исследования. Производство, потребление, и значение культурных исследований. Культурные исследования: перспективы дискурса
- Тема 12. Виды и формы искусстваОпределение искусства. Классификация видов искусства (пространственные или пластические; временные или динамические; пространственно-временные или зрелищные). Примеры и обсуждения с целью развития критического мышления
- Тема 13. Социокультурные институтыОпределение термина социокультурные институты. Макс Вебер и анализ социокультурных институтов. Цели и задачи социокультурных институтов. Классификация социокультурных институтов (музеи, театры, кинотеатры, библиотеки, консерватории и пр.). Примеры и обсуждения российских и иностранных социокультурных институтов. Социокультурные коллаборации.
- Тема 14. Эмоциональный̆ нетворкинг (Emotional networking)Определение термина эмоциональный̆ нетворкинг. Стратегия создания карты эмоционального нетворкинга. Инструменты использования эмоционального нетворкинга в работе над культурными проектами.
- Тема 15. Сторителлинг: как создавать нарратив и управлять восприятием с помощью разных медиа. Примеры и обсуждение европейских и российских кейсов.Определение терминов нарратив и Сторителлинг. Основные составляющие Сторителлинг и нарратива. Стратегии создания разножанровых историй и способы их применения для разных продуктов (рассказ, выставка, видео).
- Тема 16. Музей как форма коммуникации.Определение терминов музеология. Мировая и российская история развития музейного дела. Новые тенденции развития музейного дела. Партиципаторный музей. Ликвидный̆ музей. Обсуждение примеров.
- Тема 17. Исследование посетителей̆ в музее.Исследование музейной̆ аудитории. Классификация категорий посетителей̆. Изучение основных инструментов исследования аудитории: tracking studies, heat map, глубинные интервью, опросы. Рассмотрение практических примеров. Практика в одном из московских музеев.
- Тема 18. Театр как форма коммуникацииОпределение театра как социокультурной̆ площадки. Новые тенденции развития театрального дела. Консервативный̆ и современный̆ театр. Перформанс. Маркетинг и фандрайзинг в театре. Рассмотрение практических примеров.
- Тема 19. Телевидение как форма коммуникацииОпределение телевидения как формы коммуникации. Стереотипы и телевидение. Телевизионные площадки и междисциплинарные подходы к их развитию. Этические вопросы телевидения. Рассмотрение практических примеров.
- Тема 20. Кино как форма коммуникацииОпределение кинотеатра как социокультурной̆ площадки. Классификация кинотеатров. Новые тенденции развития кинотеатрального дела. Кинотеатры документального кино. Особенности работы над кинопроектом. Маркетинг и фандрайзинг в кино. Кинопрограмминг. Рассмотрение практических примеров.
- Тема 21. Живопись как форма коммуникацииОпределение живописи как формы искусства. Краткая история искусства в контексте культурных коммуникаций. Теория композиции и ее применение в культурных коммуникациях. Создание визуального нарратива. Рассмотрение практических примеров
- Тема 22. Архитектура как форма коммуникацииОпределение архитектуры как формы коммуникации. Урбанистика. Роль специалиста по коммуникациям в архитектуре. Управление проектами в архитектуре и урбанистике. Поэтапный̆ анализ проекта «Моя улица». Рассмотрение других практических примеров.
- Тема 23. Скульптура как форма коммуникацииОпределение скульптуры как формы искусства. Краткая история искусства в контексте культурных коммуникаций. Теория форм и ее применение в культурных коммуникациях. Рассмотрение практических примеров.
- Тема 24. Современное искусство и фотографияОпределение современного искусства и фотографии. Краткая история искусства и фотографии в контексте культурных коммуникаций. Перформанс и хореография. Теория композиции и ее применение в культурных коммуникациях. Рассмотрение практических примеров.
- Тема 25. Музыка как форма коммуникацииОпределение музыки как формы коммуникации. Краткая история музыки в контексте культурных коммуникаций. Теория композиции, прием минус и их применение в культурных коммуникациях. Джон Кейдж и Эрик Сати как первопроходцы «немузыкальной» музыки. Рассмотрение примеров.
- Тема 26. Виртуализация искусстваОпределение виртуализации искусства. Эпоха Постмодерна. Акт деконструкции. Тенденции виртуализации искусства и классификация. Рассмотрение примеров.
Элементы контроля
- работа на семинаресредняя оценка за выступления на семинарах по заданным темам, участие в дискуссиях
- ЭссеСредняя арифметическая оценка за эссе (8 эссе)
- Практическое заданиеСредняя арифметическая оценка за индивидуальные проекты (3 проекта)
- Групповой проектЗадание: Разделитесь по группам по 4 человека. Проанализируйте постоянную выставку Еврейского музея, используя методы динамичных и статичных исследований посетителей в зале, метод «тайный посетитель» для исследования поведения сотрудников, а также интервью с посетителями, завершившими просмотр. Перед походом в музей у вас на руках будут –– 1)карта экспозиции в нескольких экземплярах, 2) бланки с необходимой информацией для аналитики от музея. Необходимо провести аналитику с включением следующих элементов: - Тепловая карта экспозиции. Отметить самые популярные и наименее популярные экспонаты –– каково медианное время, проведенное зрителем перед такими экспонатами? Как зрители с ними взаимодействуют? Определите основные маршруты, точки остановок и ускорения. - Эргономика выставки и навигация в здании. Насколько посетителям удобно пользоваться пространством экспозиции? Какие залы/экспонаты посещаются, а какие не заметны? Удобно ли зрителям читать экспликации? Запускать интерактивные объекты? Находятся ли сразу важные элементы в здании? - Зрительский опыт. Определите основные типы «опытов», переживаемых зрителями во время визита: визуальный, коммуникационный, аудиальный и т.д. Что зрители делают во время просмотра –– говорят ли между собой? Взаимодействуют ли со смотрителями? Фотографируют ли? (При проведении интервью) Каковы были их ожидания перед просмотром? - Штат музея. Проанализируйте, как выполняют свою работу те или иные сотрудники музея, согласно информации в бланке. (при проведении метода «Тайный покупатель»). Аналитику необходимо презентовать в виде презентации ppt на экзамене, а также включить свои рекомендации по результатам исследования.
- Контрольная работа
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.2 * Групповой проект + 0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Практическое задание + 0.2 * работа на семинаре + 0.2 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Gray, A. (2003). Research Practice for Cultural Studies : Ethnographic Methods and Lived Cultures. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=251407
- Warren, T. L. (2017). Cross-cultural Communication : Perspectives in Theory and Practice. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1480963
- Warren, T.L. Cross-Cultural Communication: Perspectives in Theory and Practice / Thomas L. Warren. – Oxon; New York: Routledge: Taylor & Francis Group, 2017. – (Baywood's Technical Communications Series / ser. ed.: Charles H. Sides). – Текст: электронный // DB ProQuest Ebook Central (ebrary) [сайт].
- Садохин, А.П. История мировой культуры: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 975 с. — (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-01847-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028487
- Таратухина Ю. В., Цыганова Л. А. - МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 199с. - ISBN: 978-5-534-08259-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mezhkulturnaya-kommunikaciya-semioticheskiy-podhod-424712
- Тлостанова, М. (2013). Постконтинентальная Философия: Пост- И Неометафизический Поворот.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Duncombe, S. (2007). (From) Cultural resistance to community development. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.186335B1
- Hooper-Greenhill, E. (1994). Museums and Their Visitors. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=83154
- Ingold, T. (2010). Ways of mind-walking: reading, writing, painting. Visual Studies, 25(1), 15–23. https://doi.org/10.1080/14725861003606712
- Krznaric, R. (2014). Empathy : Why It Matters, and How to Get It. New York: TarcherPerigee. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1128455
- Questions of Cultural Identity : SAGE Publications, edited by Stuart Hall, and Gay, Paul du, SAGE Publications, 1996. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1474805.
- Rana, J. (Jasmijn), Willemsen, M. (M. ., & Dibbits, H. C. (H. C. . (2017). Moved by the tears of others: emotion networking in the heritage sphere. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.49CA2DC4
- Smith, A. M. (1999). STUART HALL: CRITICAL DIALOGUES IN CULTURAL STUDIES (Book). Ethnic & Racial Studies, 22(1), 206–208. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=sih&AN=1599822
- Бураченко А. И. - ИСТОРИЯ ТЕАТРА И КИНО 2-е изд. Практическое пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 47с. - ISBN: 978-5-534-11592-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-teatra-i-kino-445689
- КИМЛИКА У. (2013). Взлет И Падение Мультикультурализма?
- Межкультурная коммуникация в информационном обществе : учебное пособие, Таратухина, Ю. В., 2019
- ответственный редактор В. Т. Третьяков составители С. И. Сычев; при участии Е. С. Полиевской, Г. А. Шевелева, В. Л. Шохиной - Телевидение: Теория, история, практика: 1958–2017: библиографический указатель - Издательство "Аспект Пресс" - 2018 - 224с. - ISBN: 978–5–7567–1000–7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/122997
- Таратухина Ю.В. Межкультурная коммуникация в информационном обществе / Ю.В. Таратухина, Л.А. Цыганова, Д.Э. Ткаленко. - Москва : ВШЭ, 2019. - 99 с. - ISBN 978-5-7598-1783-3. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/362093/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.
- Тлостанова, М. (2011). Деколониальность Знания И Преодоление Дисциплинарного Декаданса.
- Тлостанова, М. (2011). Неевропейская Гендерная Философия В Контексте Межкультурного Диалога.