Магистратура
2020/2021
Мастер-классы приглашенных преподавателей
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Русский язык как иностранный во взаимодействии языков и культур)
Направление:
45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Еремина Ольга Сергеевна,
Культепина Ольга Александровна,
Летучий Александр Борисович,
Толдова Светлана Юрьевна
Прогр. обучения:
Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках дисциплины "Мастер-классы приглашенных ученых" студенты имеют возможность получить знания от сторонних экспертов в области РКИ: зарубежных профессоров и преподавателей, методистов и издателей, тесторов ТРКИ и образовательных инноваторов. Каждый год программа приглашает новых специалистов, готовых делиться уникальным опытом и разбирать актуальные кейсы в своей области. По желанию студенты также представляют лекторам свои проекты или работы для консультации по вопросам.
Цель освоения дисциплины
- Профессиональная задача №1: создание методических пособий по русской фонетике, лексике, грамматике, синтаксису и стилистике для разных категорий студентов, в том числе с применением новых информационных технологий и методов;
- Профессиональная задача №2: обучение русскому языку «нестандартных» студентов (носителей «домашнего русского», детей-билингвов и пр.)
- Профессиональная задача №3: разработка тестов и методических рекомендаций для изучения русского как неродного, знакомство с требованиями тестирования ТРКИ и других принятых тестовых систем (CEFR, ACTFL, etc.)
- Профессиональная задача №4: академическая карьера в России или за рубежом, в частности, поступление в аспирантуру или докторантуру, подготовка публикаций международного уровня и пр.
Планируемые результаты обучения
- Студент знакомится с актуальными методиками преподавания РКИ в мультиязычных группах.
- Студент знает базис для обучения академическому письму
- Студент может провести урок академического письма по плану
- Студент знает об ограничениях в обучении академическому письму
- Студент умеет искать и критически анализировать современные учебники РКИ
- Студент имеет представление о базовых требованиях к разработке учебников
- Студент знает, как подготовить свои методические разработки для начала работы над их публикацией
- Студент познакомиться с актуальным состоянием электронного рынка РКИ
- Студент может провести оценочный анализ приложения и программы
- Студент может разработать урок с включением программ или приложений РКИ
- Студент знаком с игровыми методами в преподавании языка
- Студент может провести занятие РКИ с включением игр
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Современные методы и технологии преподавания РКИ в смешанных группахО преподавании в мультиязычной группе: особенности, методика, психология студентов, приемы.
- Тема 2. Обучение академическому письму иностранных учащихся РКИО методологии обучения академическому письму на начальном этапе при уровне В1+ (ТРКИ-1)
- Тема 3. Разработка качественного учебника: что нужно и чего нельзяПознакомиться с современными учебными пособиями издательства Златоуст, провести анализ того, каковы требования к современному учебнику, оценить собственные методические материалы с точки зрения их «публикабельности»
- Тема 4.Современные приложения и программы для обучения РКИО e-learning в области РКИ и актуальных приложениях, которые можно использовать на занятиях.
- Тема 5. Методики игрового обучения РКИО преподавании через игры и игровые задания
Элементы контроля
- Критическое эссе по анализу мастер-класса
- Работа на занятиях: участие в дискуссиях и разборе кейсов
- Письменный анализ выбранного мастер-классаАнализ с точки зрения его содержания и применимости предложенных методов в собственной профессиональной деятельности. Экзамен за курс проводится в письменной форме (творческое эссе). Прокторинг на экзамене не предусмотрен. Тексты творческих эссе должны быть высланы на электронный адрес преподавателя курса не позднее 23:59 в среду, 10 июня. Студентам разрешено пользоваться любыми доступными материалами (слайдами с мастер классов, конспектами и пр.) как при выборе темы для эссе, так и при его написании.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.5 * Критическое эссе по анализу мастер-класса + 0.2 * Письменный анализ выбранного мастер-класса + 0.3 * Работа на занятиях: участие в дискуссиях и разборе кейсов
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Арефьев А. Л. ; Под ред. Осипова Г.В. - СОЦИОЛОГИЯ ЯЗЫКА. РУССКИЙ ЯЗЫК. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ В МИРЕ 2-е изд., пер. и доп. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 301с. - ISBN: 978-5-534-10791-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-yazyka-russkiy-yazyk-sovremennoe-sostoyanie-i-tendencii-rasprostraneniya-v-mire-431524
Рекомендуемая дополнительная литература
- Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М. - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-08297-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-424762