Магистратура
2020/2021
Проектно-исследовательский семинар
Статус:
Курс обязательный (Русский язык как иностранный во взаимодействии языков и культур)
Направление:
45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Власова Екатерина Александровна,
Выренкова Анастасия Сергеевна,
Еремина Ольга Сергеевна,
Культепина Ольга Александровна,
Леонтьева Анна Леонидовна,
Попова Дарья Павловна,
Рахилина Екатерина Владимировна,
Шнитке Екатерина Леонидовна
Прогр. обучения:
Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит студентов с различными методами и инструментами исследования в лингвистической и смежных областях, систематизирует знания о статистических и качественных методах анализа лингвистических данных, тренирует умения организовывать работу в командном научно-практическом проекте и формирует навыки написания определенных текстов научного дискурса, готовит к выполнению профессиональных обязанностей в сфере лингвистики.
Цель освоения дисциплины
- дать практический опыт работы в научно-академическом проекте (междисциплинарном/узкоспециализированном)
- освоить различные методы и инструменты исследования в лингвистической и смежных областях
- познакомить с основными принципами этической научной работы
Планируемые результаты обучения
- знает базовые принципы лингвистического исследования
- организует работу в командном научно-практическом проекте
- выбирает релевантный метод сравнения значимости выборок
- знает базовые статистические и качественные методы анализа лингвистических данных
- знает основные методы лингвистических и лингводидактических описаний
- пишет тезисы для конференции в конференц-системе
- знает основные базы журналов/конференций для исследователей гуманитарного профиля
- пишет определенные тексты научного дискурса (тезисы для конференций, научная статья в журнал)
- визуализирует лингвистические данные
- владеет навыками научной презентации результатов работы
- знает возможности грантовой поддержки проекта
- находит самостоятельно площадки для презентации результатов работы и повышения своего профессионального уровня (конференции, семинары, воркшопы, выездные школы и пр.)
- знает возможности академического рынка РФ и зарубежья
- владеет инструментами организации виртуальной коллаборативной работы (облачные сервисы, work-space)
- подготавливает дизайн эксперимента
- подготавливает базу (теоретическую и материальную) для исследования
- владеет основными методами лингвистического исследования
Содержание учебной дисциплины
- Работа в научно-практическом проекте (начало)Постановка проблемы, цели и задач. Формирование плана и организация проектной работы. Средства сопровождения командной работы (облачные сервисы, виртуальные доски и пр.)
- Работа в научно-практическом проекте (продолжение)Дизайн и постановка эксперимента. Сбор данных (в зависимости от проекта, например, корпусные). Чистка, анализ и интерпретация данных.
- Работа в научно-практическом проекте (окончание)Работа с лингвистическими ресурсами (например, корпусами и базами данных). Дополнительные узкоспециализированные темы остаются на усмотрение руководителей проектных групп.
- Базовые статистические методы анализа данныхОсновы статистики. Типы данных. Базовые методы анализа и сравнения выборок. Программные пакеты статистического анализа данных. Статистический пакет R. Возможности статистического анализа в Microsoft Excel.
- Подготовка научного текстаАкадемический стиль речи. Различия и сходства российского научного дискурса и зарубежного (в области лингвистики). Различия лингвистического и лингводидактического текста. Подготовка тезисов для конференций: особенности структуры и содержания. Научная публикация в журнале или сборнике. Структура текста, основные элементы, оформление литературы. Научные индексы. Базы научных публикаций Scopus и Web of Science
- Презентация результатов лингвистического исследованияЗолотые правила захватывающей презентации. Структура презентации, правила оформления и стиля. Типы подачи лингвистического материала в презентации. Визуализация данных, представление примеров. Ресурсы и программные обеспечения для подготовки презентации.
- Научная академическая карьера в РФ и за рубежомДеятельность и роль лингвиста в современном российском обществе. Основные треки научной карьеры в российских научных, научно-учебных, научно-исследовательских заведениях. Этапы научного развития. Организация труда ученого: гранты, проекты, премии. Монетизация проектов. Зарубежные возможности научной карьеры.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.2 * peer-viewing + 0.1 * научный текст + 0.7 * экзамен (презентация)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В.В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономки». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 204 с.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI , либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040849 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1040849
Рекомендуемая дополнительная литература
- Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М. - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-08297-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-424762