Бакалавриат
2020/2021
Введение в прикладные политические коммуникации
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление:
42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Крымчанинова Марина Владимировна,
Репина Екатерина Анатольевна,
Юханов Николай Семенович
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
94
Программа дисциплины
Аннотация
«Введение в практические политические коммуникации» является обязательной дисциплиной в рамках специализации «Политические коммуникации». В целом курс направлен на изучение коммуникации как ключевого компонента политических процессов и связующего звена между государством, элитой и обществом на всех уровнях их взаимодействия. Он рассчитан на три модуля. Каждый модуль посвящен определённой тематике. Занятия ведут преподаватели-практики. В рамках курса студенты узнают, какова роль и особенности коммуникации в политической сфере, какие существуют источники, каналы, способы и средства передачи информации, как использовать различные виды организации политического дискурса, что представляет собой внутриэлитная борьба за контроль над СМИ, как работают GR-специалисты и политконсультанты, от чего зависит успех политических кампаний. Особое внимание будет уделено вопросам, связанным с изучением возможностей интернет-пространства для политиков и политически активных граждан. В рамках курса студенты получат как глубокие теоретические знания, так и практические навыки по управлению процессами коммуникации в политической сфере – благодаря включению самых разных форматов организации учебного процесса.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины является изучение коммуникации как ключевого компонента политических процессов, необходимого для работы специалистов, чья деятельность концентрируется на управлении информацией в политической сфере. В рамках курса студенты узнают, как осуществляется управление информационно-коммуникационными процессами в сфере политики, какое место занимает маркетинг и консалтинг в публичном администрировании, какую роль в нем играют медиаконсультирование, социологическое консультирование, имидж-консультирование и спичрайтинг, как используются количественные и качественные методы исследования в политике, от чего зависит успех политических кампаний, какие существуют подходы и модели управления электоральным поведением.
Планируемые результаты обучения
- Знает историю развития политической коммуникации в страновом аспекте, основные направления и подходы к её изучению.
- Знает особенности политической системы в России, а также специфику избирательных технологий в российском политическом процессе.
- Умеет применять концепцию «интегрированных коммуникаций» в политических кампаниях.
- Знает особенности медиакоммуникации в политическом пространстве. Умеет использовать возможности СМИ в рамках выполнения различных политических задач, взаимодействовать с журналистами.
- Умеет использовать «гибкие» методы социологического исследования в политических целях.
- Знает специфику жанров политического дискурса. Владеет навыками подготовки политических текстов.
- Умеет распознавать используемый в политической кампании инструментарий, а также отбирать необходимый арсенал средств для планируемой политической кампании.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Политическая коммуникация и политический консалтинг через призму стран и эпох.Преломление учения Н.Макиавелли в политике и коммуникациях: о неизбежном малом зле и возможной мести как дилеммы (большое и малое зло: как продать непопулярные меры); почему страх почти всегда лучше любви в политических коммуникациях (как правители пугают свои народы); народ и государь: как лучше понять природу коммуникации и природу власти; промедление как зло в политической коммуникации; представления о лучшем правителе как способе убрать действующего (политика перемен). Связи с общественностью и пропаганда как модели политической коммуникации. Маркетинг, связи с общественностью и консалтинг в публичном администрировании: сходства и различия (Р.Лофер, Х.Шелди). Модель «повестка дня»: формирование месседжей и управление. Политический консалтинг на выборах как вид властной коммуникации (Л.Сабато, Д.Нимо). Зарождение и эволюция консалтинга: от первой компании к глобальной индустрии (Р.Фриденберк, Дж.Наполитан).
- Тема 2. Политическая коммуникация в России.Российская политическая палитра. Роль идеологии в политике. Виды избирательных систем: какие системы и почему были выгодны российским властям на разных исторических этапах. Российская избирательная система сегодня. Избирательные кампании: основные этапы и процедуры. Выборные технологии: как завоевать и удержать власть за счет коммуникаций. Медийные, рекламные, правовые и «полевые» технологии политического консультанта. Виды агитационной работы: в поисках оптимальной модели (социологическое консультирование, медиаконсультирование, прямая почтовая рассылка, диджитал или «от двери к двери»).
- Тема 4. Медиакоммуникации в политике.Искусство создания информационных поводов: как перехватить или завоевать информационную инициативу. Формирование повестки дня: ключевые темы. Медийные и диджитал-инструменты политической кампании. Навязывание электорату собственного дискурса в СМИ и социальных сетях. Роль интриги в избирательной кампании. Блогосфера – как специфический вид коммуникации в политике. Позиционирование лидеров в СМИ и социальных сетях: основные образы и смыслы. Неформальные коммуникации как способ выстраивания отношений с владельцами, редакторами, ключевыми журналистами и блогерами: платить или не платить. Ненадежность PR-инструментов. Контрпропаганда в СМИ и в интернете: работа с оппонентами, критика их действий. «Грязные» технологии в СМИ и соцсетях.
- Тема 3. Концепция «интегрированных коммуникаций» в электоральных кампаниях.Технологический микс как соотношение рекламных, медийных, «полевых» и правовых способов завоевания власти. Эволюция технологий: от рекламы и фоновых проектов к агитационным и специализированным. Технологическое разнообразие в начале и в конце политической кампании: от узнаваемости к поддержке. Стратегия, креатив и бюджет кампании как способ определения технологического микса.
- Тема 6. Политический спичрайтинг.Наука быть убедительным. Политический лидер как главный источник для подготовки публичных речей (как попасть в то, что кандидат готов будет произнести). Фишки, мемы и яркие высказывания как способ обратить на себя внимание. Ключевые этапы в процессе подготовки публичных выступлений: 1) исследование аудитории (социология, демографические и социальные характеристики); 2) разработка идеи речи (главная тема послания); 3) создание системы аргументации и доказательства (подбор фактов, цифр, экспертных оценок, креативность и юмор); 4) рациональное структурирование текста (смысл и стилистика); 5) исполнение речи, многократное озвучивание и запоминание. Подготовка лидера к участию в пресс-конференции, публичных дебатах. Подготовка лидера к ответу на сложные вопросы от аудитории, агрессивные публичные дебаты с оппонентами: в поисках слабых сторон противников.
- Тема 5. Роль социологии в политической коммуникации.Как войти в политическую кампанию: базовый социологический аудит. Виды социологических исследований: исходное (зондаж); дополнительное (опрос по трендам); регулярный панельный опрос (регулярный мониторинг в ходе политических кампаний: изменения и сдвиги в настроениях электората); фокус-группы (тестирование продуктов и идей, изучение мотивов электорального поведения); экспертный опрос (сокращение времени и затрат – способ получить предварительную обратную связь). Медиатизация опросов как способ манипуляции на выборах: как продать СМИ нужные данные. О важности и вредности опросов общественного мнения. Ловушка лидерства в политике с точки зрения опросов.
- Тема 7. Инструментарий политической коммуникации.Границы и возможности пропаганды. Упрощение и повторение как базовые принципы организации информационного воздействия и навязывания точки зрения. Пропаганда в СМИ и в интернете: эффективные форматы и технологии. Дегуманизация политических оппонентов: роль страха и ненависти. Как навязать избирателю черно-белую картину восприятия. Пиар-технологии как способ не смягчить, а усилить воздействие. Обратная связь как иллюзия или о полезности двусторонней коммуникации в политике. Grassroots как немедийный способ коммуникационного воздействия: работа в поле и слухмейкерство. Роль grassroots-технологий в антикризисных коммуникациях.
Элементы контроля
- Практическое заданиеПрактические задания представляют собой решение ситуационных задач (заданий, имитирующих реальные ситуации), предполагающих разработку целостных коммуникативных стратегий, а также деловые игры, имитирующие различные аспекты политической активности и социального взаимодействия.
- Эссе
- Подготовка текста публичного выступления и выступление с речью
- Письменная контрольная работаВыполнение контрольной работы в конце 4 модуля 3 курса. Работа предполагает ответы на вопросы в формате multiple choice - выбор одного или нескольких правильных вариантов из списка предложенных. Оценка результатов работы выставляется по десятибалльной системе. Вес вопросов одинаковый. Время на каждый вопрос не ограничено. Общий регламент: 1 час 20 минут (одна пара). Содержание вопросов и заданий контрольной работы совпадает с содержанием разделов дисциплины.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.4 * Письменная контрольная работа + 0.1 * Подготовка текста публичного выступления и выступление с речью + 0.3 * Практическое задание + 0.2 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Под ред. Евгеньевой Т.В. - ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 228с. - ISBN: 978-5-534-06016-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/politicheskaya-sociologiya-v-2-ch-chast-1-438909
- Политическая коммуникация: опыт мультимодального и критического дискурс-анализа: Монография / Детинко Ю.И., Куликова Л.В. - Краснояр.:СФУ, 2017. - 168 с.: ISBN 978-5-7638-3468-0
- Цыганков П.А. Политическая динамика современного мира: теория и практика / П.А. Цыганков. — М.: Издательство Московского университета, 2014. — 576 с. — (Библиотека факультета политологии МГУ). - ISBN 978-5-19-010879-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1022594 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1022594
Рекомендуемая дополнительная литература
- Интернет - СМИ : теория и практика : учеб. пособие для вузов, Алексеева, А. О., 2011
- Основы избирательных технологий, Малкин, Е. Б., 2002
- Политические технологии, Малкин, Е. Б., 2012
- Политические технологии: ПР и реклама : учеб. пособие для вузов, Гринберг, Т. Э., 2005
- Политический текст: психолингвистический анализ воздействия на электорат : монография / Е.А. Репина ; под ред. В.П. Белянина ; предисл. В.А. Шкуратова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 90 с. — (Научная мысль). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1016614
- Политология : политическая теория, политические технологии: учебник для вузов, Соловьев, А. И., 2000
- Пономарева, М.А. Российский политический процесс ХХ-ХХI вв.: власть, партии, оппозиция : учебник / М.А. Пономарева, С.М. Смагина.- Ростов-на-Дону : Южный федеральный университет, 2018. - 796 с. - ISBN 978-5-9275-2589-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1021587 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1021587
- Психология масс, Ольшанский, Д. В., 2001
- Психология современной российской политики : хрестоматия по политической психологии, Ольшанский, Д. В., 2001
- Риторика : теория и практика речевой коммуникации, Зарецкая Е.Н., 2002
- Российский политический консалтинг: консьюмеризация и технологии : монография / Л.В. Федорченко, С.Н. Федорченко. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 166 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/17992. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1016706
- Средства массовой информации России : учеб. пособие для вузов, Алексеева, М. И., 2006
- Стилистика текста : учеб. пособие для студентов, абитуриентов, преподавателей - филологов и учащихся ст. кл. школ гуманитарного профиля, Солганик, Г. Я., 2005