Магистратура
2020/2021
Методика преподавания и практикум по методике РКИ, в том числе с использованием компьютерных инструментов
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Статус:
Курс обязательный (Русский язык как иностранный во взаимодействии языков и культур)
Направление:
45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
68
Программа дисциплины
Аннотация
Курс дает магистрантам базовые представления о лингводидактике и учит применять их в практике преподавания русского языка как иностранного, особое внимание уделяется решению лингводидактических задач при помощи новых информационных технологий.
Цель освоения дисциплины
- Курс охватывает все базовые области лингводидактики и рассматривает из на примере преподавания русского языка как иностранного.
- Курс является вводным и не требует специальных знаний в области лингводидактики, однако предполагает знание ключевых лингвистических понятий и понимание структуры русского языка, а также наличие у слушателей собственного опыта изучения иностранных языков и навыков уверенного пользователя ПК.
- Знания, умения и навыки, полученные в рамках данного курса могут быть применены в будущей профессиональной деятельности.
Планируемые результаты обучения
- Могут воспроизвести не менее двух характеристик для каждого из подходов к преподаванию иностранного языка, обсуждавшихся на занятии.
- Наблюдая урок иностранного языка, соотносят его с конкретными подходами к преподаванию, приводят не менее двух доказательств верности соотнесения.
- Воспроизводят не менее 2 ключевых характеристик коммуникативного подхода к преподаванию.
- Наблюдая урок иностранного языка, относят его к коммуникативному / некоммуникативному. Приводят не менее 2 доказательств своей точки зрения.
- Воспроизводят описание не менее 3 техник, используемых при преподавании грамматики иностранного языка.
- Для конкретного грамматического явления русского языка создают план урока (фрагмента урока), используя не менее 1 техники, обсуждавшейся на занятии.
- Воспроизводят описание не менее 3 техник обучения.
- Для аудитории с заданными характеристиками и конкретной обучающей задачи по теме занятия создают план урока / фрагмента урока, используя не менее 1 техники, обсуждавшейся на занятии.
- Воспроизводят протокол работы с звучащим диалогом.
- Воспроизводят не менее 1 техники работы с звучащей речью кроме протокола работы с диалогом.
- Воспроизводят описание не менее 3 техник.
- Воспроизводят определения основных терминов педагогики, связанных с психологией обучения.
- Воспроизводят таксономию Блума.
- Воспроизводят все элементы плана урока иностранного языка в правильной последовательности.
- Для конкретной обучающей задачи создают план урока РКИ.
- Анализируя конкретное задание, сопоставляют его планируемые результаты с конкретными уровнями таксономии Блума.
- Создавая конкретное задание, сопоставляют его планируемые результаты с уровнями таксономии Блума.
- Могут перечислить не менее 5 компьютерных инструментов, используемых в преподавании РКИ.
- Используют не менее 1 компьютерного средства при планировании урока РКИ с конкретными образовательными задачами.
Содержание учебной дисциплины
- Теоретические и практические основы методологии преподавания иностранных языковОсновные понятия лингводидактики. Подходы к обучению иностранному языку: структурный, функциональный, коммуникативный/ интерактивный. Методы: основные понятия (цель изучения, использование родного языка, соотношение «учитель-ученик», контроль). Приемы: стратегии изучения/ освоения, стратегии обучения. Типы и последовательность заданий. Системы упражнений.
- Коммуникативный подход к преподаванию иностранного языкаОсновные требования к современной методике. Мифы о коммуникативном подходе. Принципы и приемы коммуникативного подхода. Компоненты занятия иностранного языка. Компетенции. CLIL (Content and Language Integrated Learning). Task-based learning. Изучение платформы для создания тренажеров (занятие проводится в компьютерном кабинете).
- Обучение грамматике.Подходы к обучению грамматике. Специфика обучения грамматике русского как иностранного. Варианты порядка введения грамматических тем. Учебники и технологические ресурсы. Игры в обучении грамматике. Исправление ошибок. Контроль. Работа с иностранными студентами по подготовленным студентами электронным и коммуникативным заданиям по грамматике.
- Обучение говорению и произношению.Виды речевой деятельности: специфика обучения. Устные виды деятельности: говорение и аудирование. Письменные виды речевой деятельности: чтение и письмо. Продуктивные виды речевой деятельности: говорение и письмо. Рецептивные виды речевой деятельности: чтение и аудирование. Говорение vs. общение. Коммуникативные приемы работы над говорением и произношением. Способы постановки произношения. Работа с иностранными студентами по подготовленным студентами заданиям на говорение и отработку произношения.
- Обучение навыкам аудирования.Методы работы с аудио/видео-материалом. Аудирование диалогической речи. Развитие навыков аудирования и говорения. Работа с иностранными студентами по подготовленным студентами заданиям на аудирование.
- Обучение навыкам чтения и лексике.Виды чтения. Стратегии понимания текста. Этапы и методы работы с текстом для развития навыков чтения. Технические аспекты чтения: приемы обучения алфавиту. Обучение лексике. Работа с иностранными студентами по подготовленным студентами заданиям на чтение и лексику.
- Обучение письменным навыкам.Письменная речь vs. устная: физические и структурные отличия. Подходы к обучению письму, ориентированные на конечный результат. Подходы к обучению письму, ориентированные на процесс написания текста. Этапы написания текста. Трудности. Коммуникативный подход к развитию навыков письма. Технические навыки: трудности обучения графике. Работа с иностранными студентами по подготовленным студентами заданиям по письму.
- Психологические основы обучения.Основы педагогики. Этапы усвоения знания. Таксономия Блума. Мотивация. Память. Внимание. Индивидуальные особенности личности. Learning styles. Мастер класс приглашенного преподавателя. Теория ошибок. Contrastive analysis. Error analysis.
- Планирование урока. Подведение итогов курса.Принципы планирования урока. Определение целей и задач. Обсуждение планов самостоятельного урока.
- Использование компьютерных инструментов в преподавании РКИ1. Интерактивное представление текстовых данных. Программы оценки сложности текстов, симплификаторы, аннотаторы. 2. Современные браузеры. Расширения для работы с текстовыми данными. Конструкторы сайтов. 3. Корпусные технологии в преподавании РКИ. 4. Социальные сети как средство обучения ИЯ. Специализированные социальные сети как средство обучения ИЯ. 5. Мобильные приложения как средство обучения иностранному языку. Программы для работы с видео и аудио.
Элементы контроля
- Домашнее заданиеВсе домашние задания могут быть пересданы (по тем же КИМ-ам) / досданы в срок не позднее, чем за неделю до экзамена. Если после дедлайна у студента не оказывается какого-либо из домашних заданий, он автоматически получает за него оценку 0. Общая оценка за домашние задания рассчитывается как среднее арифметическое за все домашние задания. Способ округления арифметический.
- активность на семинаре
- экзаменЭкзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom. К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Экзаменационное задание студенты получают заранее. На экзамене обсуждается результат заранее подготовленного, проведенного и записанного на видео урока. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
- проект
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.2 * активность на семинаре + 0.4 * Домашнее задание + 0.2 * проект + 0.2 * экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Электронное обучение в техническом университете/КазанскаяО.В., ЛеганМ.В., ЮнС.Г. и др. - Новосиб.: НГТУ, 2014. - 140 с.: ISBN 978-5-7782-2521-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/549084
Рекомендуемая дополнительная литература
- Kaplan R. B. (ed.) The Oxford handbook of applied linguistics. – Oxford University Press, 2010.
- Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. - Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства - Новиков Дмитрий Александрович - 2010 - 226с. - ISBN: 9785-94052-194-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/917309