• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар

Статус: Курс обязательный (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Буйлова Надежда Николаевна, Вербилович Ольга Евгеньевна, Дмитриева Ольга Александровна, Ним Евгения Генриевна, Сапонова Анастасия Владимировна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар на 2 курсе программы «Журналистика» предназначен для формирования у студентов базовых представлений и навыков в сфере медиаисследований. Дисциплина является обязательной и читается в течение 2-4 модулей, общая продолжительность годового курса – 72 часа (по 24 часа в модуле). Первый тематический блок, «Ведение в медиаисследование», раскрывает специфику социально-гуманитарного знания с последующим фокусом на исследованиях в сфере медиа, включая их дизайн, методы и оформление результатов. Второй тематический блок, «Исследования медиаконтента», посвящен изучению направлений и методов анализа медиаконтента (количественным и качественным). Третий тематический блок, «Исследования медиаиндустрии», формирует компетенции в области биографических исследований журналистов, а также методов анализа медиакомпаний и медиарынков. Формы текущего контроля включают задания в аудитории и различные домашние задания (разработка исследовательского проекта, рецензирование научной публикации, анализ какого-либо объекта с использованием конкретного метода).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с требованиями к курсовой работе по специальности «Журналистика».
  • Познакомить студентов с устройством и спецификой научного знания в социальных и гуманитарных науках по сравнению с другими системами убеждений.
  • Сформировать у студентов базовые навыки научно-исследовательской работы, включая разработку методологии исследования.
  • Научить студентов использовать различные методы сбора, обработки и интерпретации данных, в частности, в процессе написания курсовых работ по медийной тематике.
  • Развить навыки научной дискуссии и презентации результатов исследования посредством обсуждения студенческих проектов в ходе их реализации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает особенности биографического подхода.
  • Анализирует профессиональные биографии в медийной среде.
  • Называет базовые подходы исследования медиаорганизаций и принципамы разработки методологии исследования.
  • Разрабатывает гайд для исследования медиаорганизации.
  • Адаптирует инструментарий в зависимости от способа проведения интервью.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Научное знание и научная коммуникация в социально-гуманитарных науках. Научное знание: объективность или конструкция (природа научной объективности).
  • Научное знание и научная коммуникация в социально-гуманитарных науках. Разделение наук: естественные, социальные и гуманитарные.
  • Научное знание и научная коммуникация в социально-гуманитарных науках. Дилемма социальных наук: понимание или объяснение.
  • Научное знание и научная коммуникация в социально-гуманитарных науках. Научная коммуникация для социально-гуманитарного знания.
    Научное объяснение против Здравого смысла. Наука VS Практика.
  • Качественный анализ медиатекстов. Выбор качественного метода исследования: преимущества и ограничения.
    Понятие и виды медиатекстов. Понятие медиа-репрезентаций. Инструменты качественного анализа текстов. Нарративный, семиотический, интент- и дискурс-анализ, смешанные методики, визуальный анализ. Примеры исследований.
  • Качественный анализ медиатекстов. Нарратив как исследовательский инструмент. Виды нарративного анализа.
    Понятие и виды нарративов. Нарративный анализ и сторителлинг: разница научно-исследовательского и журналистского инструментов. Подходы и традиции анализа.
  • Качественный анализ медиатекстов. Качественный дискурс-анализ. Парадигмы и примеры исследований, практикум.
    Понятие и подходы к определению «дискурса». Ключевые парадигмы качественного дискурс-анализа. Лингвистический, социологический, психологический, исторический, критический дискурс-анализы. Набор применяемых внутри парадигмы методов. Специфика дизайна и примеры исследований.
  • Количественный анализ медиатекстов. Выбор количественного метода исследования: преимущества и ограничения.
    Понятие количественного метода в медиа. Границы применения метода. Этические границы количественных исследований. Примеры исследований.
  • Количественный анализ медиатекстов. Подготовка данных для количественного исследования.
    Открытые данные. Источники данных и их виды. Специфика подготовки аудио-, видео-, печатного контента. Способы препроцессинга.
  • Количественный анализ медиатекстов. Инструменты количественного анализа.
    Корпуса. Банки данных. Облака слов. Статистика. МатЛаб. R. Exel. UDPipe. Тематическое моделирование. Графы.
  • Количественный анализ медиатекстов. Интерпретация результатов: стандартные ошибки.
    Роль шума в исследовании. Медиана и среднее. Корреляция и причинность. Ошибки в интерпретации стат-тестов. Недоучет дисперсии. Ошибка при формировании структуры данных.
  • Исследования авторов. Основы биографического подхода.
    Особенности биографических исследований в разных странах. Российский исследовательский опыт в этом направлении. Обзор основных работ.
  • Исследования авторов. Биографии в медиа: исследовательский ракурс.
    Разбор примеров работ в этом направлении. Моделирование различных исследовательских дизайнов. Обсуждение результатов исследований.
  • Исследования медиаорганизаций. Медиаорганизации как объект исследования.
    Определение границ исследовательской области, специфика объекта в исследованиях медиаорганизаций, выбор методов исследования. Практика в выборе темы для исследования, формулировании актуальности, проблемы и цели.
  • Исследования медиаорганизаций. Интервью в исследованиях медиаорганизаций.
    Возможности и ограничения интервью как метода исследования. Разработка гайда для полуформализованного интервью по выбранной теме.
  • Исследования медиаорганизаций. Способы проведения опосредованного интервью.
    Выбор способа коммуникации (видео, аудио, текст) для проведения опосредованного интервью в исследовании медиаорганизации. Адаптация исследовательского инструментария под способ опосредования. Разработка сценария проведения интервью.
  • Исследования медиаорганизаций. Функции пилотажа исследования.
    Проведение интервью и анализ содержательного аспекта, оценка качества составленного гайда, анализ влияния способа проведения интервью на результат исследования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Введение в медиаисследование. Тест
    Научное знание и научная коммуникация в социально-гуманитарных науках.
  • неблокирующий Введение в медиаисследование. Посещаемость/активность
    Научное знание и научная коммуникация в социально-гуманитарных науках.
  • неблокирующий Медиаисследование: дизайн, методы, оформление. Посещаемость
    Медиаисследование: дизайн, методы, оформление
  • неблокирующий Медиаисследование: дизайн, методы, оформление. Семинары
    Медиаисследование: дизайн, методы, оформление
  • неблокирующий Медиаисследование: дизайн, методы, оформление. Проект
    Медиаисследование: дизайн, методы, оформление.
  • неблокирующий Качественный анализ медиатекстов. Домашнее задание
    Качественный анализ медиатекстов
  • неблокирующий Качественный анализ медиатекстов. Активность на семинарах
    Качественный анализ медиатекстов
  • неблокирующий Качественный анализ медиатекстов. Групповой проект
    Качественный анализ медиатекстов
  • неблокирующий Количественный анализ медиатекстов. Домашнее задание
    Количественный анализ медиатекстов.
  • неблокирующий Количественный анализ медиатекстов. Активность на семинарах
    Количественный анализ медиатекстов.
  • неблокирующий Количественный анализ медиатекстов. Групповой проект
    Количественный анализ медиатекстов.
  • неблокирующий Исследования авторов. Посещаемость
    Исследования авторов.
  • неблокирующий Исследования авторов. Индивидуальное задание
    Исследования авторов.
  • неблокирующий Исследования медиаорганизаций. Презентация статьи
    Исследования медиаорганизаций. Все задания выполняются в группах по 3-4 человека:
  • неблокирующий Исследования медиаорганизаций. Разработка гайда
    Исследования медиаорганизаций. Все задания выполняются в группах по 3-4 человека:
  • неблокирующий Исследования медиаорганизаций. Адаптация гайда
    Исследования медиаорганизаций. Все задания выполняются в группах по 3-4 человека:
  • неблокирующий Исследования медиаорганизаций. Пилотаж гайда
    Исследования медиаорганизаций. Все задания выполняются в группах по 3-4 человека:
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Введение в медиаисследование. Посещаемость/активность + 0.2 * Введение в медиаисследование. Тест + 0.1 * Медиаисследование: дизайн, методы, оформление. Посещаемость + 0.3 * Медиаисследование: дизайн, методы, оформление. Проект + 0.2 * Медиаисследование: дизайн, методы, оформление. Семинары
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Введение в медиаисследование. Посещаемость/активность + 0.1 * Введение в медиаисследование. Тест + 0.2 * Качественный анализ медиатекстов. Домашнее задание + 0.2 * Медиаисследование: дизайн, методы, оформление. Посещаемость + 0.2 * Медиаисследование: дизайн, методы, оформление. Проект + 0.1 * Медиаисследование: дизайн, методы, оформление. Семинары
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Введение в медиаисследование. Посещаемость/активность + 0.2 * Введение в медиаисследование. Тест + 0.15 * Качественный анализ медиатекстов. Домашнее задание + 0.15 * Медиаисследование: дизайн, методы, оформление. Посещаемость + 0.05 * Медиаисследование: дизайн, методы, оформление. Проект + 0.15 * Медиаисследование: дизайн, методы, оформление. Семинары
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Модели анализа рекламного текста: Учебное пособие / Н.В. Аниськина, Т.Б. Колышкина. - М.: Форум: НИЦ Инфра-М, 2013. - 304 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (обложка) ISBN 978-5-91134-675-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/326841