Бакалавриат
2020/2021
Научно-исследовательский семинар
Статус:
Курс обязательный (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Буйлова Надежда Николаевна,
Вербилович Ольга Евгеньевна,
Дмитриева Ольга Александровна,
Ним Евгения Генриевна,
Сапонова Анастасия Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
72
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар на 2 курсе программы «Журналистика» предназначен для формирования у студентов базовых представлений и навыков в сфере медиаисследований. Дисциплина является обязательной и читается в течение 2-4 модулей, общая продолжительность годового курса – 72 часа (по 24 часа в модуле). Первый тематический блок, «Ведение в медиаисследование», раскрывает специфику социально-гуманитарного знания с последующим фокусом на исследованиях в сфере медиа, включая их дизайн, методы и оформление результатов. Второй тематический блок, «Исследования медиаконтента», посвящен изучению направлений и методов анализа медиаконтента (количественным и качественным). Третий тематический блок, «Исследования медиаиндустрии», формирует компетенции в области биографических исследований журналистов, а также методов анализа медиакомпаний и медиарынков. Формы текущего контроля включают задания в аудитории и различные домашние задания (разработка исследовательского проекта, рецензирование научной публикации, анализ какого-либо объекта с использованием конкретного метода).
Цель освоения дисциплины
- Познакомить студентов с требованиями к курсовой работе по специальности «Журналистика».
- Познакомить студентов с устройством и спецификой научного знания в социальных и гуманитарных науках по сравнению с другими системами убеждений.
- Сформировать у студентов базовые навыки научно-исследовательской работы, включая разработку методологии исследования.
- Научить студентов использовать различные методы сбора, обработки и интерпретации данных, в частности, в процессе написания курсовых работ по медийной тематике.
- Развить навыки научной дискуссии и презентации результатов исследования посредством обсуждения студенческих проектов в ходе их реализации.
Планируемые результаты обучения
- Понимает особенности биографического подхода.
- Анализирует профессиональные биографии в медийной среде.
- Называет базовые подходы исследования медиаорганизаций и принципамы разработки методологии исследования.
- Разрабатывает гайд для исследования медиаорганизации.
- Адаптирует инструментарий в зависимости от способа проведения интервью.
Содержание учебной дисциплины
- Научное знание и научная коммуникация в социально-гуманитарных науках. Научное знание: объективность или конструкция (природа научной объективности).
- Научное знание и научная коммуникация в социально-гуманитарных науках. Разделение наук: естественные, социальные и гуманитарные.
- Научное знание и научная коммуникация в социально-гуманитарных науках. Дилемма социальных наук: понимание или объяснение.
- Научное знание и научная коммуникация в социально-гуманитарных науках. Научная коммуникация для социально-гуманитарного знания.Научное объяснение против Здравого смысла. Наука VS Практика.
- Качественный анализ медиатекстов. Выбор качественного метода исследования: преимущества и ограничения.Понятие и виды медиатекстов. Понятие медиа-репрезентаций. Инструменты качественного анализа текстов. Нарративный, семиотический, интент- и дискурс-анализ, смешанные методики, визуальный анализ. Примеры исследований.
- Качественный анализ медиатекстов. Нарратив как исследовательский инструмент. Виды нарративного анализа.Понятие и виды нарративов. Нарративный анализ и сторителлинг: разница научно-исследовательского и журналистского инструментов. Подходы и традиции анализа.
- Качественный анализ медиатекстов. Качественный дискурс-анализ. Парадигмы и примеры исследований, практикум.Понятие и подходы к определению «дискурса». Ключевые парадигмы качественного дискурс-анализа. Лингвистический, социологический, психологический, исторический, критический дискурс-анализы. Набор применяемых внутри парадигмы методов. Специфика дизайна и примеры исследований.
- Количественный анализ медиатекстов. Выбор количественного метода исследования: преимущества и ограничения.Понятие количественного метода в медиа. Границы применения метода. Этические границы количественных исследований. Примеры исследований.
- Количественный анализ медиатекстов. Подготовка данных для количественного исследования.Открытые данные. Источники данных и их виды. Специфика подготовки аудио-, видео-, печатного контента. Способы препроцессинга.
- Количественный анализ медиатекстов. Инструменты количественного анализа.Корпуса. Банки данных. Облака слов. Статистика. МатЛаб. R. Exel. UDPipe. Тематическое моделирование. Графы.
- Количественный анализ медиатекстов. Интерпретация результатов: стандартные ошибки.Роль шума в исследовании. Медиана и среднее. Корреляция и причинность. Ошибки в интерпретации стат-тестов. Недоучет дисперсии. Ошибка при формировании структуры данных.
- Исследования авторов. Основы биографического подхода.Особенности биографических исследований в разных странах. Российский исследовательский опыт в этом направлении. Обзор основных работ.
- Исследования авторов. Биографии в медиа: исследовательский ракурс.Разбор примеров работ в этом направлении. Моделирование различных исследовательских дизайнов. Обсуждение результатов исследований.
- Исследования медиаорганизаций. Медиаорганизации как объект исследования.Определение границ исследовательской области, специфика объекта в исследованиях медиаорганизаций, выбор методов исследования. Практика в выборе темы для исследования, формулировании актуальности, проблемы и цели.
- Исследования медиаорганизаций. Интервью в исследованиях медиаорганизаций.Возможности и ограничения интервью как метода исследования. Разработка гайда для полуформализованного интервью по выбранной теме.
- Исследования медиаорганизаций. Способы проведения опосредованного интервью.Выбор способа коммуникации (видео, аудио, текст) для проведения опосредованного интервью в исследовании медиаорганизации. Адаптация исследовательского инструментария под способ опосредования. Разработка сценария проведения интервью.
- Исследования медиаорганизаций. Функции пилотажа исследования.Проведение интервью и анализ содержательного аспекта, оценка качества составленного гайда, анализ влияния способа проведения интервью на результат исследования.
Элементы контроля
- Введение в медиаисследование. ТестНаучное знание и научная коммуникация в социально-гуманитарных науках.
- Введение в медиаисследование. Посещаемость/активностьНаучное знание и научная коммуникация в социально-гуманитарных науках.
- Медиаисследование: дизайн, методы, оформление. ПосещаемостьМедиаисследование: дизайн, методы, оформление
- Медиаисследование: дизайн, методы, оформление. СеминарыМедиаисследование: дизайн, методы, оформление
- Медиаисследование: дизайн, методы, оформление. ПроектМедиаисследование: дизайн, методы, оформление.
- Качественный анализ медиатекстов. Домашнее заданиеКачественный анализ медиатекстов
- Качественный анализ медиатекстов. Активность на семинарахКачественный анализ медиатекстов
- Качественный анализ медиатекстов. Групповой проектКачественный анализ медиатекстов
- Количественный анализ медиатекстов. Домашнее заданиеКоличественный анализ медиатекстов.
- Количественный анализ медиатекстов. Активность на семинарахКоличественный анализ медиатекстов.
- Количественный анализ медиатекстов. Групповой проектКоличественный анализ медиатекстов.
- Исследования авторов. ПосещаемостьИсследования авторов.
- Исследования авторов. Индивидуальное заданиеИсследования авторов.
- Исследования медиаорганизаций. Презентация статьиИсследования медиаорганизаций. Все задания выполняются в группах по 3-4 человека:
- Исследования медиаорганизаций. Разработка гайдаИсследования медиаорганизаций. Все задания выполняются в группах по 3-4 человека:
- Исследования медиаорганизаций. Адаптация гайдаИсследования медиаорганизаций. Все задания выполняются в группах по 3-4 человека:
- Исследования медиаорганизаций. Пилотаж гайдаИсследования медиаорганизаций. Все задания выполняются в группах по 3-4 человека:
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.2 * Введение в медиаисследование. Посещаемость/активность + 0.2 * Введение в медиаисследование. Тест + 0.1 * Медиаисследование: дизайн, методы, оформление. Посещаемость + 0.3 * Медиаисследование: дизайн, методы, оформление. Проект + 0.2 * Медиаисследование: дизайн, методы, оформление. Семинары
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.2 * Введение в медиаисследование. Посещаемость/активность + 0.1 * Введение в медиаисследование. Тест + 0.2 * Качественный анализ медиатекстов. Домашнее задание + 0.2 * Медиаисследование: дизайн, методы, оформление. Посещаемость + 0.2 * Медиаисследование: дизайн, методы, оформление. Проект + 0.1 * Медиаисследование: дизайн, методы, оформление. Семинары
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.3 * Введение в медиаисследование. Посещаемость/активность + 0.2 * Введение в медиаисследование. Тест + 0.15 * Качественный анализ медиатекстов. Домашнее задание + 0.15 * Медиаисследование: дизайн, методы, оформление. Посещаемость + 0.05 * Медиаисследование: дизайн, методы, оформление. Проект + 0.15 * Медиаисследование: дизайн, методы, оформление. Семинары
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2006
Рекомендуемая дополнительная литература
- Модели анализа рекламного текста: Учебное пособие / Н.В. Аниськина, Т.Б. Колышкина. - М.: Форум: НИЦ Инфра-М, 2013. - 304 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (обложка) ISBN 978-5-91134-675-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/326841