• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2021/2022

Психология образования

Статус: Курс по выбору
Направление: 44.06.01. Образование и педагогические науки
Когда читается: 1-й курс, 2 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Психология образования – активно развивающееся направление прикладной психологии. Психология образования – это не просто приложение психологической науки для развития образовательной практики, а построение целостного видения о психологических процессах и феноменах, лежащих в основе образования на общекультурном, социально-институциональном, групповом и личностно-индивидуальном уровнях. В рамках курса будет прослежено как происходило развитие данного направления от педагогической психологии к психологии образования – как в связи с развитие психологии, так и в связи с трансформацией и смещением акцентов в ключевых задачах образования. Основной тренд в развитии образования XX – XXI веков: смещение акцента с дидактики (как учить) на «Learning to Learn» (как учиться). И в этом аспекте – от изучения процессов познания к освоению способов организации метапознания (знание о своих познавательных процессах и возможность управления собственным познанием). Таком образом, в курсе будут представлены основы когнитивной психологии в приложении к задачам образования. Важный аспект для понимания процессов образования и развития личности – закономерности онтогенетического развития. В курсе будут представлены современное видение возрастной психологии образования: закономерности развития от спонтанной активности к целенаправленной деятельности – в русле культурно-исторической и субъектно-деятельностной психологии. Будут введены и наглядно проиллюстрированы базовые понятия, раскрывающие закономерности возрастного развития детей и подростков с учетом социальной ситуации развития. В курсе будут раскрыты базовые представления о социальной психологии образования: значении социальной ситуации развития для образования личности; социально-психологические феномены малой группы и социальной общности на институциональном уровне организации образования; психолого-педагогические закономерности взаимодействия субъектов образовательного процесса в контексте полисубъектности детско-взрослой образовательной общности. Курс также задаст ключевые аспекты понимания дифференциальной психологии образования, которая развивалась от идеи селективного подхода в практике специального обучения, через инклюзию к практике персонализации обучения. Современные тренды индивидуализации и персонализации образования во многом связаны с прикладной реализации исследований в области психологии образования. На конкретных примерах будут показаны примеры из разных стран – как знания в области возрастной, социальной, когнитивной психологии и психологии личности трансформируют практику образования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Включить аспирантов в дискурс современной психологии образования, определяющей развитие практики образования, а также значимый для обсуждения и интерпретации исследовательских данных в области наук об образовании.
  • Задачи: ● освоение аспирантами базовых теорий и концепций в области психологии образования, без которых обсуждение и интерпретация исследований и фактологических данных в области образования будет не полноценным ● освоение аспирантами психологических подходов и методов к исследованию или практическому решению различных проблем в образовании; ● освоение аспирантами основных закономерностей возрастного и индивидуального развития человека с учетом социальной ситуации развития для адекватного понимания различных проблем образования с учетом возрастных и социокультурных особенностей.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрирует способность обсуждать результаты собственных исследований в соотношении с классическими теориями в области психологии образования и соотносит свои данные с современными исследованиями в смежных областях
  • Демонстрирует способность разрабатывать программы исследований по проблемам образования с учетом возрастных, социально-психологических, социокультурных и социально-экономических аспектов.
  • Проявляет умения выделять проблему, оценивать и выбирать на основании основных подходов к проектированию обучения эффективные образовательные технологии. В соответствии с основными моделями проектирования способен предлагать определенные эффективные решения, обеспечивающие личностное и профессиональное развития обучающегося.
  • Способен давать критическую оценку исследованиям в области образования – насколько в них учтены значимые психологические и социальные факторы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. От педагогической психологии к психологии образования: развитие психологии и трансформация образования
  • Раздел 2. От «Дидактики» к «Learning to Learn». От познания к метапознанию: психологизация образования
  • Раздел 3. Возрастная психология образования: от спонтанной активности к целенаправленной деятельности
  • Раздел 4. Социальная психология образования: социальная ситуация развития и полисубъектность образовательных общностей
  • Раздел 5. Дифференциальная психология образования: специальное обучение – инклюзия – персонализация обучения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашние задания, размещенные в курсе на Smart LMS
  • неблокирующий защита аналитической работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год II семестр
    0.5 * защита аналитической работы + 0.5 * домашние задания, размещенные в курсе на Smart LMS
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Developmental psychology : childhood and adolescence, Shaffer, D. R., 1996
  • Developmental psychology, Upton, P., 2012
  • Educational psychology : developing learners, Ormrod, J.E., 2003
  • Human autonomy in cross-cultural context : perspectives on the psychology of agency, freedom, and well-being, , 2011
  • Personality psychology : domains of knowledge about human nature, Larsen, R. J., 2010
  • Personality, individual differences and intelligence, Maltby, J., 2017
  • Teaching communication : theory, research, and methods, , 2009
  • Возрастная психология : феноменология развития: учебник для вузов, Мухина, В. С., 2009
  • Дифференциальная психология : учеб. пособие для вузов, Нартова-Бочавер, С. К., 2002
  • Когнитивная психология: история и современность : хрестоматия, , 2011
  • Когнитивные стили : о природе индивид. ума: учеб. пособие для вузов, Холодная, М. А., 2004
  • Мышление и речь, Выготский, Л.С., 1999
  • Педагогическая психология, Выготский, Л. С., 2010
  • Принятие решений в неопределенности : правила и предубеждения, , 2014
  • Психическое развитие в детских возрастах : избр. психол. труды, Эльконин, Д. Б., 2001
  • Психология развития человека, Выготский, Л. С., 2003
  • Психология развития, Крайг, Г., 2011
  • Психология творческих способностей : учеб. пособие для вузов, Богоявленская, Д. Б., 2002
  • Психолого - педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учебник и практикум для академического бакалавриата, , 2018
  • Собрание сочинений. Т.5: Основы дефектологии, Выготский, Л. С., 1983
  • Социальная педагогическая психология : учеб. пособие для вузов, Реан, А. А., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Developmental psychology II. Vol.4: Theoretical perspectives, , 2005
  • Developmental psychology II. Vol.5: Social development, , 2005
  • Developmental psychology II. Vol.6: Language, communication and literacy, , 2005
  • Encyclopedia of cross-cultural school psychology. Vol.1: A-K, , 2010
  • Encyclopedia of cross-cultural school psychology. Vol.2: L-Z, , 2010
  • Graphics for learning : proven guidelines for planning, designing, and evaluating visuals in training materials, Clark, R. C., 2011
  • Handbook of psychology. Vol.6: Developmental psychology, , 2013
  • Intergroup conflicts and their resolution : a social psychological perspective, , 2011
  • Knowledge as desire : an essay on Freud and Piaget, Furth, H. G., 1987
  • Learning to read critically in educational leadership and management, , 2003
  • Введение в профессию: психолог образования : учебник и практикум для академического бакалавриата, Обухов, А. С., 2019
  • Видимое обучение : синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 86 миллионов школьников : пер. с англ., Хэтти, Дж., 2017
  • Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия для пед. вузов, , 2001
  • Возрастная психология : учебник для бакалавров, Обухова, Л. Ф., 2014
  • Возрастная психология. Детство, отрочество, юность. Хрестоматия : Учеб. пособие для вузов, , 2005
  • Детская психология : учебник для высш. пед. учеб. заведений, Смирнова, Е. О., 2010
  • Дифференциальная психология : наука о сходстве и различиях между людьми : учеб. пособие для вузов, Либин, А. В., 2008
  • Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии : сб. статей: учеб. пособие, , 2001
  • Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт, Поддьяков, А. Н., 2006
  • Когнитивная психология, Солсо, Р. Л., 2002
  • Коммуникация: теории и практики, Гриффин, Э., 2015
  • Компликология: создание развивающих, диагностирующих и деструктивных трудностей, Поддьяков, А. Н., 2014
  • Общая психология : учебник для вузов, Нуркова, В. В., 2015
  • Общая психология. Т.3: Память, , 2006
  • Подросток : нормы, риски, девиации, Собкин, В. С., 2005
  • Поликультурное образование : учебник для бакалавров, Хухлаева, О. В., 2014
  • Порождение действия : культурно - деятельностный подход к мотивации человека, Патяева, Е. Ю., 2018
  • Практическая психология в лабиринтах современного образования : моногр., Дубровина, И. В., 2014
  • Практическая психология образования : учеб. пособие для вузов, Дубровина, И. В., 2004
  • Проблема сиротства в современной России : психологический аспект, Авдеева, Н. Н., 2015
  • Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для бакалавров, Айгумова, З. И., 2014
  • Психология и психофизиология индивидуальных различий : избр. психол. труды, Теплов, Б. М., 1998
  • Психология интеллекта : парадоксы исследования, Холодная, М. А., 2002
  • Психология интеллекта : пер. с фр., Пиаже, Ж., 2004
  • Психология интеллекта и одаренности, Ушаков, Д. В., 2011
  • Психология конкуренции в обучении, Поддьяков, А. Н., 2006
  • Психология личности : культурно-историческое понимание развития человека: учебник для вузов, Асмолов, А. Г., 2007
  • Психология личности : теория и исследования, Первин, Л. А., 2001
  • Психология музыкальных способностей, Теплов, Б. М., 2003
  • Психология образования : учебник и практикум для академического бакалавриата, Пастернак, Н. А., 2019
  • Психология общих способностей, Дружинин, В. Н., 2007
  • Психология подростка : полное руководство, Дубровина, И. В., 2003
  • Психология развития : учеб. пособие для вузов, Эльконин, Б. Д., 2005
  • Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов, Болотова, А. К., 2012
  • Психология развития: методы исследования, Миллер, С. О., 2002
  • Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности: учеб.пособие для вузов, Леонтьев, Д. А., 2007
  • Режиссерские игры дошкольников. Ч.1: Организация в условиях детского сада, Трифонова, Е. В., 2017
  • Секретный мир детей в пространстве мира взрослых, Осорина, М. В., 2009
  • Социальные коммуникации. Психология общения : учебник и практикум для акад. бакалавриата, Болотова, А. К., 2016
  • Труды по психофизиологии индивидуальных различий, Теплов, Б. М., 2004
  • Умственное развитие: принцип дифференциации, Чуприкова, Н. И., 2007
  • Что зовется мышлением?, Хайдеггер, М., 2006
  • Этнопсихология : учебник и практикум для академического бакалавриата, Лебедева, Н. М., 2017
  • Язык и сознание, Лурия, А. Р., 1998