• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Религиозно-философские традиции изучаемого региона (Корея)

Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 4-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Ким Ен Ун, Толстокулаков Игорь Анатольевич
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения дисциплины студент должен: знать основные сведения о философско-религиозных традициях Кореи; уметь понимать, излагать и критически анализировать информацию об истории религий Кореи, особенностях и закономерностях общественно-политического развития Кореи под влиянием религий; использовать теоретические знания по теории и истории религии, в том числе готовить информационно-аналитические материалы и справки, реферировать и рецензировать научную литературу; владеть навыками квалифицированного использования терминологии для понимания научных и научно-публицистических текстов по истории философии религии и традиций Кореи; корректного применения понятийного аппарата востоковедных исследований в сфере изучения корейской конфуцианской культурной традиции; а также при анализе и изучении корейской религиозно-философской традиции использовать специально-научные и междисциплинарные методы исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знание актуальных проблем и результатов востоковедных исследований в области религиозно-философских традиций Кореи; умение применять основные методологические подходы для интерпретации основных способов репрезентации философской мысли Кореи
  • Знание истории развития философской мысли, религиозной полемики и основных направлений развития вероучений Кореи; сформировать знания о генезисе корейской религиозной традиции
  • Знание о закономерностях и особенностях формирования и развития религиозно-философской традиции Кореи; важнейших идеологических систем и ключевых проблем религии в странах Корейского полуострова (Республика Корея, КНДР)
  • Развитие умений и навыков осуществлять компаративный анализ религиозных ценностей и традиций на разных этапах развития Кореи; умение осуществлять анализ закономерностей развития религиозных движений в общем контексте социокультурной динамики Кореи
  • Иметь представление об основных особенностях религиозных традиций Кореи; понимать роль этно-религиозных и религиозно-этических учений в становлении развития религиозных традиций Кореи
  • Развитие у студентов навыков системного подхода к изучению основных особенностей и закономерностей религиозно-философских традиций Кореи; умение осуществлять качественный анализ основных исторических памятников Кореи
  • Иметь навыки исследования в области истории и теории развития корейской религиозно-философской традиции, в том числе становления традиционных корейских религий и новых (мировых) религий
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Грамотно использует философскую и религиоведческую терминологию.
  • Причины становления конфуцианства государственной идеологией. Роль конфуцианства в истории Кореи. Роль неоконфуцианства в общественно-политической жизни Кореи.
  • Выявляет важнейшие черты, ключевые концепции и особенности развития религиозных и философских систем изучаемого региона (Корея), анализирует их влияние на современные общественные проблемы и процессы
  • Выявляет и анализирует основные особенности корейской религиозно-философской традиции
  • Выявляет и анализирует основные особенности корейской религиозно-философской традиции в эпоху Силла
  • Выявляет и анализирует основные особенности корейской религиозно-философской традиции в эпоху Корё
  • Выявляет и анализирует основные особенности корейской религиозно-философской традиции в эпоху Чосон
  • Выявляет и анализирует основные особенности религиозно-философской традиции на рубеже 19-20 вв
  • Демонстрирует знание о вкладе Кореи в мировую религию, а также контактах и взаимовлиянии России и Кореи в области религии
  • Анализирует основные труды и идеи представителей современной теории философии и религии, применяет методы системного, функционального, герменевтического, структурного анализа по изучаемой теме, интерпретирует и оценивает процессы, феномены и артефакты корейской культуры с точки зрения теоретических положений и методологии основных направлений современной теории религии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Лекция 1. Вводная лекция. Определение термина «религия». Анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм.
  • Конфуцианство в Корее
  • Лекция 3. Буддизм в Индии. Проникновение буддизма в Китай и его трансформация
  • Лекция 4. РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ НА КОРЕЙСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ В IV-IX ВВ
  • МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ В КОРЕЕ. Буддизм в Корее
  • Лекция 6-7. Буддизм в Корее с X в и до настоящего времени
  • Лекция 8. Конфуцианство на Корейском полуострове
  • Христианство в Корее
  • Ислам в Корее
  • Религия и религиоведение. История религии как вспомогательная историческая дисциплина
  • Древние культы корейцев
    Основные положения корейской буддийской философии. Основные принципы философии Вонхё. Философский смысл в единении дисциплины и нравственности.
  • Религиозные представления и мифология древних корейцев
    Студент осваивает основные положения буддийской философии, объясняет причины трансформации буддизма в Корее,. имеет представление о роли буддийской скульптуры и архитектуры.
  • ШАМАНИЗМ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЕ РЕЛИГИИ В КОРЕЕ. Шаманизм в Корее
  • Конфуцианство и неоконфуцианство в древней и средневековой Корее
  • Заимствование религиозных систем в период трех государств и Объединенного Силла
    Роль религии в политике государства. Какие буддистские школы имели политической влияние и их последствия.
  • Даосизм в Корее
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий семинары Ким Е.Е.
  • неблокирующий зачет
    Зачет проводится в дистанционном формате в форме доклада и выступления с небольшим сообщением на 10 минут .
  • неблокирующий семинары Строгановой И.Б.
    Работа на семинарах проводится в устной форме. Предусмотрена групповая работа с источниками, а также, по усмотрению преподавателя, выступления с докладами и презентациями. По итогам выступления на семинарском занятии преподаватель выставляет оценки в рабочую ведомость.
  • неблокирующий срез знаний
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.125 * семинары Строгановой И.Б. + 0.25 * семинары Ким Е.Е. + 0.25 * экзамен + 0.25 * зачет + 0.125 * срез знаний
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История Востока. Т.1: ., Васильев, Л. С., 2003
  • История Востока. Т.2: ., Васильев, Л. С., 2003
  • История Китая : Учебник, , 2007
  • История религий : учеб. пособие, Астапов С.Н., Бурлуцкая Е.В., 2014
  • История религий Востока, Васильев, Л. С., 2015
  • История религий Японии IX - XII вв., Трубникова, Н. Н., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в буддологию : курс лекций : учеб. пособие для вузов, Торчинов, Е. А., 2000
  • Древний Китай. Т. 3: Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.), Васильев, Л. С., 2015
  • История культуры Китая : учеб. пособие для вузов, Кравцова, М. Е., 2003
  • История религий Востока : учеб. пособие для вузов, Васильев, Л. С., 2004