Магистратура
2021/2022





Ключевые идеи интеллектуальной истории Германии
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Germanica: история и современность)
Направление:
41.04.01. Зарубежное регионоведение
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения:
Germanica: история и современность
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
44
Программа дисциплины
Аннотация
Курс состоит из двух разделов. Первый раздел знакомит студентов с ключевыми моментами германской истории и их истолкованием в национальной культурной традиции с XVIII по XX в. Поскольку предполагается, что студенты в той или иной степени уже знакомы с историей Германии, в рамках курса не дается систематическое описание ее событийной стороны, но рассматривается лишь главное из того, что оказалось отфильтровано немецкой культурой в качестве ценностно окрашенного знания. Внимание при этом сосредотачивается на различных интерпретациях «значимого прошлого», получавших распространение как в академической исторической науке, так и в иных популярных формах представления минувшего. Недостающую студенту фактологию ему придется осваивать самостоятельно при помощи рекомендуемой литературы и иных информационных ресурсов. Второй раздел представляет панораму немецкой консервативной мысли от её истоков в Вильгельмовской Германии (П. де Лагард, Ю. Лангбен) через развитие «идей 1914 года» (Й. Пленге, П. Ленш, Р. Ойкен) в годы Первой мировой войны и «реакционный модернизм» времен Веймарской республики вплоть до послевоенной либеральной консервативной мысли (Х. Люббе, О. Марквард) и «новых правых» (А. Молер, Г. Машке). Материал излагается в соответствии с методом интеллектуальной истории, который позволяет сфокусировать внимание не только на идеях и концепциях, но и на биографиях, а также институциональном отношении интеллектуалов и власти (общественное влияние посредством прессы, активное участие в качестве организаторов коммуникативных сетей, академическое администрирование). Центральное место отводится рассмотрению комплекса интеллектуальных течений между двух мировых войн – ключевого периода в истории Германии XX века. Эти интеллектуальные течения, отличающиеся такими установками, как антилиберализм, антиэгалитаризм, антидемократизм, антимарксизм и антикапитализм, принято называть «консервативной революцией» (А. Молер) или «реакционным модернизмом» (Дж. Херф). Рассмотрение этих политических проектов позволяет уточнить понятие о модернизации за счет различных концепций альтернативного модерна. В основе раздела лежат многолетние исследования автора в области немецкой политической философии национально-консервативной ориентации.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление с ключевыми моментами германской истории и их интерпретациями в национальной культурной традиции с XVIII по XX в.;
- Формирование навыков критического анализа интерпретаций прошлого германоязычных стран, сложившихся как в академической исторической науке, так и в иных популярных формах представления минувшего;
- Углубленное изучение возникновения и эволюции идейного потенциала немецкого консерватизма XX в.;
- Ознакомление со спецификой немецкого консерватизма идей ХХ века в сравнении с британским, французским и русским консерватизмом;
- Проникновение в институциональный контекст интеллектуальной истории;
- Формирование критического взгляда на идейное наследие немецких консерваторов на основании сопоставления различных историографических подходов;
Планируемые результаты обучения
- Владение навыками философского анализа при работе с источниками и исследовательской литературой, навыками применения методов сравнительного анализа, теоретической и исторической реконструкции, способностью выявлять полемические и апологетические аспекты политической идеологии, навыками оценки и анализа трансформации традиции консервативной мысли в сложных социокультурных процессах модерна.
- Для освоения учебной дисциплины студенты должны иметь базовые знания из области истории философии, политологии, социологии (на уровне бакалавриата), владеть понятийным аппаратом исторического исследования, знать основные методологические подходы в области истории и теории модерна, знать основные этапы и события немецкой истории XIХ – XX вв., демонстрировать знание немецкого языка на уровне B2 и выше.
- Знание основных методологических подходов, сложившихся в литературе о революционном консерватизме, ключевых идей и теорий основных представителей «консервативной революции» и послевоенного неоконсерватизма, корпуса текстов, определяющих дискуссионное поле немецкой консервативной мысли ХХ века и основных печатных органов, издательств, союзов, политических партий, связанных с интеллектуальной историей немецкого консерватизма XX в.
- Умение критически оценивать идеи современных политических идеологий, анализировать идеологические манифесты современных авторов, критически относиться к таким «клишированным» характеристикам консервативной идеологии как «антимодернизм», «фашизм», «популизм», применять полученные теоретические знания в различных формах научно-исследовательской и культурно-проектной деятельности.
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Ключевые образы прошлого в немецкой исторической традиции
- Раздел 2. Немецкая консервативная мысль ХХ века
Элементы контроля
- Дискуссия на семинарах
- Письменные работыОценка за письменные работы определяется перед итоговым контролем
- Устный экзамен
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.4 * Дискуссия на семинарах + 0.2 * Письменные работы + 0.4 * Устный экзамен
- 2022/2023 учебный год 2 модуль
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Bendersky, J. W. (1985). JEFFREY HERF. Reactionary Modernism: Technology, Culture, and Politics in Weimar and the Third Reich. New York: Cambridge University Press. 1984. Pp. xii, 251. $29.95. https://doi.org/10.1086/ahr/90.5.1223
- Bonwetsch, B., & Galaktionov, J. (2008). История Германии. Том 1. С древнейшых времен до создания Германской империи. KDU, Moskau.
- Holm, A. (1996). Stefan Breuer: Anatomie der Konservativen Revolution. Darmstadt, Wissenschaftliche Buchgesellschaft 1993, 232 s., 39,80 DM. Historisk Tidsskrift; Historisk Tidsskrift Bind 96 Hæfte 2 (1996.
- Lagarde, P. de, 1827-1891. (1886). Deutsche Schriften. Gesammtausgabe letzter Hand.
- Langbehn, J. 1851-1907. (1892). Rembrandt als Erzieher /.
- История цивилизации в Европе : пер. с фр., Гизо, Ф., 2005
- Консерватизм и развитие : основы общественного согласия, Гарбузов, В. Н., 2015
- МИТРОФАНОВ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ. (2016). Кризис и трагедия континента. Тридцатилетняя война (1618-1648) в событиях и коллективной памяти Европы / науч. Ред. , сост. Ю. Е. Ивонин, Л. И. Ивонина. - М. : Транс-Лит, 2015. - 564 с. Известия Высших Учебных Заведений. Поволжский Регион. Гуманитарные Науки, 1 (37).
- Песнь о Нибелунгах, , 2012
- Пруссачество и социализм, Шпенглер, О., 2002
- Революция справа, Фрайер, Х., 2009
- Собрание сочинений. Т.2: Торгаши и герои: раздумья патриота; Евреи и экономика, Зомбарт, В., 2005
Рекомендуемая дополнительная литература
- Анналы, Ламберт Херсфельдский, 2013
- Анналы; Малые произведения; История, Тацит, П. К., 2003
- В ногу со временем : сокращенное пребывание в настоящем, Люббе, Г., 2019
- Всеобщая военная история. Новое время. Ч.1 и 2: Войны 1-й половины XVII века в Западной Европе. Тридцатилетняя война (1618 - 1648 гг.); Войны 2-..., Голицын, Н. С., 2019
- Деяния саксов, Видукинд Корвейский, 1975
- Идеи к философии истории человечества, Гердер, И. Г., 2013
- Националистическая революция : полит. ст., 1923-1933, Юнгер, Э., 2008
- Непобежденный еретик : Мартин Лютер и его время, Соловьев, Э. Ю., 1984
- О свободе христианина, Лютер, М., 2013
- Рабочий. Господство и гештальт; Тотальная мобилизация; О Боли, Юнгер, Э., 2000